Возвращаясь к определению ученического коллектива, данному И.П.Подласым и сравнивая его с современным школьным классом, нельзя не заметить некоторые несоответствия. Например, не во всех современных ученических коллективах наблюдается сплочённость, взаимная зависимость и общие выборные органы. Поэтому можно сделать вывод о том, что если такой коллектив и существует в школе, то скорее как исключение из общего правила. Для большинства же современных школ подходит другое не менее распространённое определение ученического коллектива, где под ним понимается объединение учащихся на основе общественно полезной учебной деятельности. Такое определение ученического коллектива даёт возможность рассмотреть не только его внутреннюю структуру, но и ту, которая регламентирована извне. Последнюю, чаще всего, называют официальной структурой школьного коллектива и в неё входят коллектив класса и общешкольный коллектив. Что касается последнего то к его существование некоторые, в том числе и В.А.Сухомлинский, относятся весьма неоднозначно. Есть мнение о существовании коллективов школ города и коллективах параллелей классов. Но если первый коллектив заявлял о себе только на словах, то последний в скором будущем может получить широкое распространение при внедрении коллективного способа обучения,[67] положительный опыт применения которого уже есть в практике ряда школ РФ и РК.
Идеи коммунарского движения И.П.Иванова, Ф.Я.Шапиро, М.Н.Ахметова и др. накануне перестройки поддержаны не были, что увело от прогрессивных методов организации коллективов. В тот период советская школа переживала ряд застойных явлений. После формализма и усиленного влияния идеологии на организацию коллективной жизни школы, сковывания инициативы и творчества детей, чувствовалось их разочарование к общественным молодежным коллективным организациям (пионеры, комсомол). Поэтому к началу 90-х коллектив вызывал ассоциации со средством унификации, усреднения личности, инструментом командно-административной системы управления.
В результате чего в 90-е годы коллектив стал объектом справедливой критики педагогов, а гуманизация образования потребовала разработки новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.
На данный момент сбалансированная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду, с ее качественным обновлением, возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в коллективе[68].
Такое содержание новой концепции и возобновления интереса к вопросам коллектива обусловлено тем, что человек – существо социальное, его развитие невозможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он неосознанно стремится к обществу. И в то же время человек испытывает желание выделяться, осознавать себя не составной частью общей массы, а неповторимой, яркой индивидуальностью. При этом ему важно, чтобы эту неповторимость видели и ценили окружающие его люди. Эти желания составляют три группы задач его социальной деятельности:
1) социальной адаптации – активного приспособления к условиям среды, общества в соответствии с потребностями общества и собственными потребностями и мотивами.
2) Социальной индивидуализации – реализации совокупности установок на себя, выделение себя из группы
3) Интеграции – достижения взаимодействия между личностью и группой, сочетание личных интересов с интересами окружающих.
Особенности решения этих задач характеризуют особенности процесса социализации. Социализируясь, ребенок обогащается общественным опытом, реализует себя как личность, становится не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, оказывает влияние на социализацию других людей. Такое большое значение социализации для детей требует тщательного выбора средств, которые могут оказать действенную помощь для её проведения. И одним из наиболее эффективных средств социализации и развития личности, по мнению Антона Коновалова и Ольги Коноваловой[69], является создание коллектива. И с этим можно согласиться потому, что именно коллектив в современном обществе помогает решать существующие проблемы социализации подростков. В коллективе вырабатывается умение договариваться, вставать в позицию другого человека, находить компромисс, уметь быть и лидером, и ведомым, обладать организаторскими качествами и самоорганизовываться, входить в группу и не растворяясь в ней. Также в условиях педагогически управляемого коллектива при реализации стремления к индивидуализации и самореализации, выбираются способы приемлемых для общества, тогда как вне него это встречается редко. Большую роль для личности коллектив играет и при развитии ответственности и планирования своих действий.
Но не любой коллектив может благотворно влиять на социализацию личности, а только тот, в котором достигнута высшая стадия развития группы. На современном этапе развития педагогики и психологии распространено мнение, что коллектив до такого своего развития проходит, уже не три, как считал Макаренко, а четыре стадии своего развития. При этом, переход на каждую стадию сопровождается изменением во взаимоотношениях коллектива и личности. На первом этапе личность входит в коллектив. Это происходит в короткое время, поэтому она не меняет свойственные ей черты, достоинства и недостатки[70] от которых как раз и зависит её положение в этом коллективе. Среди таких черт влияющих на восприятие личности коллективом можно назвать: особенности самовоспитания, её социальные установки[71], умения, внешность, состояние здоровья и прошлый опыт.[72] Особую значимость приобретает последний, так как на начальном этапе становления коллектива каждый из его членов в своём поведении, руководствуется собственными вынесенными из прошлого опыта нормами поведения. После в процессе взаимодействия друг с другом участники группы постепенно выясняют индивидуальные нормы каждого, благодаря чему происходит формирование уже групповых норм[73]. Групповые нормы выполняют в коллективе одну из важнейших функций – регулятора отношений в коллективе. Во-первых, они обеспечивают предсказуемость поведения окружающих. Во-вторых, становятся фактором стабилизации отношений, чем предупреждают возможность попадания в неприятную ситуацию или создания её для других. В-третьих, они избавляют члена коллектива от тревоги и неопределённости. В–четвёртых, нормы координируют, определяют эффективность деятельности не только группы в целом, но и каждого её участника. И, наконец, в пятых, нормы создают индивидуальное «лицо» каждой группы.[74]
Также, в начале становления коллектива, те или иные члены группы проявляют разную степень активности, поэтому на этапе адаптации можно выделить такие группы ребят как: пассивные - молча осматриваются, ждут, не принимая никаких действий; задающих вопросы и эспериментирующих - совершают сами или подбивают других на действия, по результатам которых делают вывод о ценностях группы, границах возможного поведения.