Что же касается Казахстана то он, являясь составной частью России, со временем перенимал её опыт, идеи и отношение к образованию. Потому изменения в отношении к коллективу не смогли обойти и Казахстан. Конечно, нельзя сказать, что до соединения с Россией, каких либо коллективных форм обучения в Казахстане не было, они были, но на протяжении ряда лет с момента появления самого Казахского ханства особых изменений не претерпели. Так до 19 века обучение казахский детей осуществлялось в мектебах. Обучение в подобных учебных заведениях имело явно религиозный уклон и ещё одну особенность в формировании ученического коллектива. Дело в том, что обучение, как правило, было доступно детям наиболее состоятельных лиц, и сами группы учащихся мектебов формировались из мальчиков. Но как уже отмечалось выше с момента присоединения к России ситуация начала меняться и впоследствии стали открываться светские учебные заведения. Это обстоятельство помогло образованию и формированию ученических коллективов, не только основываясь на религиозном подходе, но и на светском, что не заставило себя ждать. Так в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе, в последующие года были отрыты ещё 5 учебных заведений для девушек, где обучались к 1896 году 211 воспитанницы. Такие успехи были достигнуты благодаря преодолению реакционных традиций ислама.
Тем временем западная педагогика не стояла на месте. Трансформации в области образования и воспитания были вызваны, происходящими, изменениями в общественных отношениях, экономике, политике и других сферах человеческой деятельности. В этот период уже утвердились рыночные законы, один из которых гласил: «спрос рождает предложение» следуя ему от педагогики требовались новые подходы к образованию, которые бы могли удовлетворить возросшие требования к объёму получаемых знаний, умений и навыков. Становилось очевидным, что развитие промышленности без образования работников, повышения уровня их знаний невозможно. Тот же работник, по крайней мере, должен был знать грамоту, что бы иметь возможность ознакомиться с инструкцией по обслуживанию, эксплуатации оборудования и техники безопасности. Учитывая то, что главными экономическими критериями является оптимальное соотношение цены и качества, совсем не кажется удивительным то, что коллективные формы воспитания и обучения оказались вне конкуренции при широком внедрении образования. В связи с этим ученический коллектив получил не только новый трамплин для совершенствования, но и новые масштабы распространения. Где с использованием коллективных форм стало возможным обучение малообеспеченных слоёв населения.
На западе обеспечением возросших потребностях в области образования и воспитания были заняты крупные педагогических центры: Лига нового воспитания, Международное Бюро Просвещения, в отдельных странах возникли национальные педагогические объединения, например, прогрессивная ассоциация народного образования (США). Они обобщали накопленный практический опыт учебных заведений и занимались изучением природы ребёнка что, безусловно, также способствовало оптимальному выбору формы обучений. Так как ни одна из стран, где они действовали, не ушла от коллективных форм, то можно сделать вывод, о том, что в результате своей деятельности большинство из этих центров не пришли к выводу об их слабой эффективности. Как и при рыночных отношениях, все эти и другие педагогические центры, отдельные видные педагоги не были однообразны в результатах своей деятельности. Вследствие разных направлений их деятельности наряду с: религиозной педагогикой, педагогикой ориентированной на философское осмысление процесса обучения и воспитания, педагогикой нового воспитания, имела место, и социальная педагогика, которая отличалась особым подходом к коллективным элементам в воспитании.
Наиболее известный из её представителей Эмиль Дюркгейм[16] придерживался концепции стадий цивилизаций и коллективных представлений. По этой концепции человечество прошло исторические стадии, каждой из которых присущи свои идеалы воспитания - «коллективные представления». Под процессом обучения – он понимал приобщение каждого члена общества к «коллективным представлениям» данного времени. И ввиду этого Э.Дюркгейм был убежден в общественном характере педагогического процесса. Он полагал, что воспитанием является - методическая социализация ученика. Что же касается школы, то роль её заключалась в развитии набора интеллектуальных, нравственных и физических качеств, которые требует общество и среда. Основываясь на его трудах можно видеть что, по его мнению, в итоге воспитания должна была произойти индивидуальная социализация.
Кроме вышеупомянутого, Э.Дюркгейм был за дозированное управление процессом воспитания, чем поднимал вопрос о снижении роли учителя. В его время учителю отводилось первостепенное место, чем, по его мнению, наносился ущерб развитию самостоятельности у учащихся. В тоже время, выступая за снижение роли учителя, в качестве первостепенного фактора воздействия на ребёнка Э. Дюркгейм выдвигал школьный класс.
Такой подход был связан с пониманием роли ученического коллектива как целесообразной среды воспитания и становления нравственных сил личности.
Выдвигая на такую роль ученический коллектив, за педагогом, Э. Дюркгейм признавал обязанность бесстрастно и без личных эмоций исполнять общественный заказ по воспитанию отдельных личностей для всего общества.
Среди остальных направлений в области воспитания, привлекает внимание, получившая развитие в США педагогика прагматизма, или прогрессивизма лидером которой был Джон Дьюи. Каких либо серьёзных работ, в области изучения коллективных форм обучения, в этой школе не разрабатывалось, хотя роль коллектива в процессе воспитания и обучения признавалась. Так, например Джон Дьюи, для общего развития ученика, считал необходимым обучение и воспитание в школе. При этом он касался темы количества обучаемых в группе. По мнению Джона Дьюи большое количество учащихся приводит к пассивности, механическому обучению, однообразию используемых методов и программ. В связи, с чем он высказывал предположение о том, что большие по количеству ученические коллективы мешают развитию личности. И поэтому считал, что в первичных коллективах, обучение должно происходить с небольшим количеством учеников.
Как видно из вышеописанного, коллективные формы в странах запада получили ещё большее распространение. Но, к сожалению развития идей, более глубокой проработки коллективных форм воспитания и тем более нового прорыва в данной области, не произошло. И поэтому утверждение, о переходе западной педагогической мысли в области изучения коллективных форм на экстенсивный путь, возможно, не будит звучать слишком смело.
Но если в странах запада произошло охлаждение интереса к коллективным формам воспитания, то в России напротив, они продолжили своё развитие. Работа в области изучения коллективных форм тесно связывалась с практикой.
Так, в этот период, появляется множество экспериментальных учебно-воспитательных учреждений с принципиально новым подходом к организации ученического коллектива. Одним из таких учреждений был “Сеттльмент”- просветительно-воспитательное учреждение, созданное в Москве А.У. Зеленко и С.Т. Щацким. Его особенностью было то, что труд рассматривался как средство воспитания и способ организации коллектива. В этом учреждении учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, благодаря чему была создана сквозная система воспитания от дошкольника до взрослых. Что касается Шацкого, то он широко известен своими трудами по проблемам школы и формированию детского коллектива, что вызывает к нему в связи с рассматриваемой темой особый интерес. Так он участвовал в создании и ряда других детских учреждений, в чём неизменно преуспевал. Секрет Шацкого как в нём самом, так и в особой организации коллективов этих колоний. Основные моменты организации коллективов, которыми он руководил можно обозначить на примере детской трудовой колонии «Бодрая жизнь», которая была создана в 1911 на территории Калужской губернии. В ней была организована напряжённая «бодрая жизнь» детей, подчиняющихся строгому режиму и наполненная разумным содержанием: трудом, самообслуживанием, игрой, театром, музыкой спортом. Отличием ученического коллектива этого учреждения было и то что «Детское сообщество» было оформлено и организованно особым образом: существовали выборочные органы самоуправления. Организационная структура коллектива состояла из общего собрания, которое периодически собиралось на сходки. На общем собрании решались различные вопросы, например о выпуске журнала, что помогало членам коллектива учиться находить между собой точки соприкосновения.