%.
3. тыс. руб.
4. тыс. руб.
5. тыс. руб.
6. тыс. руб.
Изменение суммы прибыли за счет:
- объема реализации продукции:
тыс. руб.;
- структуры товарной продукции:
тыс.руб.;
- средних цен реализации:
тыс. руб.;
- себестоимости реализованной продукции:
тыс. руб.
Баланс факторов:
тыс. руб.
Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в большей степени за счет увеличения средних цен реализации продукции (на 12053,4 тыс. руб.), также увеличение объема реализации продукции способствовало увеличению суммы прибыли на 4,8 тыс. руб. Изменение структуры товарной продукции повлеко за собой увеличение суммы прибыли на 4,3 тыс. руб.
Отрицательное влияние на изменение суммы прибыли оказало увеличение полной себестоимости продукции, за счет этого фактора прибыль уменьшилась на 191,2 тыс. руб.
Такие результаты факторного анализа показывают, что руководство предприятия уделяет большое влияние структуре выпускаемой продукции, а именно, стремится увеличить удельный вес более доходной продукции.
Здесь также следует отметить, что положительное влияние роста цен реализации продукции и увеличения объема выпускаемой продукции значительно перекрывает отрицательное влияние увеличения себестоимости продукции. Это также положительно характеризует деятельность предприятия.
Для проведения анализа рентабельности ЗАО " Петро-Инвест" необходимы данные, представленные в таблице 3.8.
Таблица 3.8 Исходные данные для анализа рентабельности предприятия
Показатель | 01.01.04 | 01.01.05 |
Выручка от реализации товарной продукции | 196122,3 | 256644,4 |
Затраты на сбыт продукции | 193962 | 253290,9 |
Прибыль от реализации продукции | 2160,3 | 3353,5 |
Балансовая прибыль | 2160,3 | 3353,5 |
Налог на прибыль | 518,47 | 804,82 |
Чистая прибыль | 1641,83 | 2548,68 |
Собственный капитал | 4603 | 6541,5 |
Внеоборотные активы | 1218,6 | 1523,3 |
Рассчитаем показатели рентабельности:
1) Рентабельность продаж
[8], (2.1.)
где Rп - рентабельность продаж;
Прп - прибыль от реализации продукции;
В - выручка от реализации продукции.
В анализируемом периоде (2004 г.):
%.
В предшествующем периоде (2003 г.):
%.
Таким образом, если в 2003 году с каждого рубля реализованной продукции предприятие получало прибыли 1,1 коп., то в 2004 году этот показатель возрос в 1,18 раза и составил 1,3 коп.
2) Рентабельность деятельности (окупаемость издержек):
[9], (2.2.)
где И - затраты на сбыт продукции.
В 2004 г. %
В 2003 г. %.
Отсюда следует, что каждый рубль затрат на сбыт продукции в 2004 году принес предприятию прибыли 1,3 коп., это в 1,18 раза больше, чем в предшествующем 2003 году.
3) рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (RК):
[10],
где ЧП - чистая прибыль;
В(ср) - итог баланса (средний).
Для расчета показателей рентабельности капитала предпочтительнее брать среднюю величину капитала. Так, собственный капитал на начало года составлял 4603 тыс. руб., а на конец года - 6541,5 тыс. руб. Средняя сумма капитала, используемая в формуле рентабельности составит:
тыс. руб
В 2004 г. %
В 2003 г. %.
В 2004 году чистая прибыль предприятия составила 45,7 % от среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала. В 2003 г. доля чистой прибыли составила 29,5 % от суммы всего капитала на конец года.
4) Рентабельность внеоборотных активов (RF):
,
где F(ср) - средняя стоимость внеоборотных активов.
В 2004 г. %
В 2003 г. %.
На каждый рубль, вложенные во внеоборотные активы, приходится 171,3 коп. чистой прибыли, что в 1,43 раза больше, чем в предшествующем году.
5) Рентабельность собственного капитала (Rск):
,
где СК - собственный капитал предприятия.
В 2004 г. %
В 2003 г. %.
Эффективность использования собственных средств предприятия в 2004 г. возросла по сравнению с предшествующим годом в 1,09 раза.
Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Здесь мы приведем факторный анализ уровня рентабельности деятельности предприятия.