План по сумме прибыли от реализации продукции за 2004 г. перевыполнен на 353,5 тыс. руб. , или на 11,8 %. По сравнению с предшествующим годом сумма прибыли возросла на 1193,2 тыс. руб., или на 55% .
Прибыль от реализации продукции зависит от ряда факторов первого порядка: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к балансовой прибыли.
Исходные данные, необходимые для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли, представлены в таблице 3.6
Таблица 3.6Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товарной продукции, тыс. руб.
Показатель | План | План, пересчитанный на фактический объем продаж | Факт |
Выручка от реализации (без НДС, акциза и других отчислений из выручки) | 244000 | 244591 | 256644,4 |
Полная себестоимость реализованной продукции | 241000 | 241395 | 253290,9 |
Прибыль от реализации продукции | 3000 | 3196 | 3353,5 |
Сравнивая сумму прибыли, предшествующего года и условную, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента продукции отчетного года, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции (DП(V, стр.):
тыс. руб.
Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли базового года на процент прироста объема реализации в оценке по себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделим на 100.
Прирост объема реализации составил:
%.
Влияние объема продаж на сумму прибыли (DП(V)):
тыс. руб.
Определим влияние структурного фактора (DП(стр.)):
тыс. руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли (DП(С)) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном году с условным показателем, рассчитываемым в ценах базового года:
тыс. руб.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию (DП(Ц)) устанавливается сопоставлением фактической выручки отчетного года с условной, которую предприятие получило бы за фактический объем реализации при ценах базового периода:
тыс. руб.
Общее изменение суммы прибыли:
тыс. руб.,
в том числе за счет изменения:
1) объема продаж тыс. руб.;
2) структуры товарной продукции тыс. руб.;
3) полной себестоимости тыс. руб.;
4) цен реализации тыс. руб.
Баланс факторов:
.
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической (табл. 3.7)
Таблица 3.7 Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показа-тель | Условия расчета | Алгоритм расчета | |||
Объем реали-зации | Структура товарной продукции | Цена | Себесто-имость | ||
План | План | План | План | План | Впл - Спл |
Усл1 | Факт | План | План | План | Ппл * Крп |
Усл2 | Факт | Факт | План | План | Вусл - Сусл |
Усл3 | Факт | Факт | Факт | План | Вф - Пусл |
Факт | Факт | Факт | Факт | Факт | Вф - Пф |
где Впл, Вф, Вусл - выручка от реализации без НДС, соответственно, плановая, фактическая и условная;
Спл, Сф, Сусл - себестоимость;
Ппл, Пусл, Пф - прибыль плановая, условная и фактическая;
Крп - процент выполнения плана по количеству реализованной продукции.
1. Ппл = 3000 тыс. руб.
2. Найдем сумму прибыли при фактическом объеме остальных факторов. Для этого рассчитаем процент выполнения плана по реализации продукции (Кпр) и скорректируем плановую сумму прибыли на этот процент: