· создание развитых средств коммуникации, когда все рабочие места электронным образом соединены между собой и в любое время позволяют осуществить пересылку сообщений между собой и доступ к централизованной информации в виде базы данных предприятия;
· переход к гибким глобальным коммуникациям, когда любое предприятие включается в мировой информационный поток и способно принимать и передавать информацию в мировой Сети сетей.
Отмеченные достоинства информатики для бизнеса порождают его новые, широчайшие возможности.
А. Предприятие через свои массивы информации, переданные в Интернет, становится известно «всем, всем, всем .», ибо может быть включено в глобальную общедоступную систему и - открыто для мирового бизнеса. Оно держит свои «информационные ворота» открытыми и призывает к сотрудничеству через показ «информационного образа» своей фирмы, продукции или услуг любым пользователям сети. Оно ведет рекламную кампанию и осуществляет мероприятия по «PR-деятельности» во всей деловой среде Интернет.
Б. Потенциальные клиенты или партнеры по принципу «возьми информацию» могут находить продукцию предприятия и предлагать сотрудничество или покупать товары (услуги). Для сотрудничества нужны дальнейшие контакты, которые указываются в адресной части информационной «визитной карточки» предприятия. Приобретение (покупка) осуществляется также через Интернет: электронный бланк заказа помещается (записывается) вместе с «информационным образом продукта». Пользователю достаточно лишь отметить свое желание, и заявка на заказ «начнет движение» по этапам выполнения заказа.
Таким образом, естественно и просто в Интернет возникает информационный рынок, рынок, освобожденный от любых посредников, действующий 365/366 дней в году и 24 часа в сутки. Бизнес становится глобальным. Его главные ресурсы - информация и время. Время в другой части планеты имеет другие параметры. Российские предприниматели обычно ложатся спать, когда в Америке начинается трудовой день. Глобальная связь через Интернет позволяет для некоторых видов бизнеса вести деловые операции круглосуточно (например, для операций на фондовом рынке).
В. Предприятие, получая оперативный доступ к мировым информационным ресурсам, имеет возможность на основе изучения других рыночных продуктов (товаров и услуг) позиционировать свой товар так, чтобы отличить его, выделить и представить потребителю в требуемом привлекательном аспекте.
Итак, ускорение научно-технического прогресса предъявляет все более высокие требования к информационному обеспечению органов управления. Эффективность этого вида деятельности, ставящего своей целью подготовку и обоснование управленческих решений, во многом предопределяет эффективность управления в целом. Начав со справочно-информационной работы, подразделения информирования руководящих работников перешли к серьезному анализу и обобщению информации, выработали методологию и технологию обработки информационных материалов. Сейчас эти подразделения выполняют функции квалифицированных консультантов, помогают руководителям сформировать новые варианты, обосновать или опровергнуть имеющиеся аргументы, осуществлять поиск различных решений.
Повышение эффективности использования информационных систем достигается путем сквозного построения и совместимости информационных систем, что позволяет устранить дублирование и обеспечить многократное использование информации, установить определенные интеграционные связи, повысить степень использования информации.
Информационное обеспечение предполагает распространение информации, то есть представление пользователям информации, необходимой для решения управленческих, научно-производственных и других вопросов, возникающих в процессе деятельности; создание наиболее благоприятных условий для эффективного распространения информации.
Таможенная информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной информационной системе присутствует технология преобразования исходных данных в результатную информацию.
Таможенная информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения многих видов результатной информации. Получатель таможенной информации оценивает ее в зависимости оттого, для какой задачи информация будет использована. Поэтому информация обладает свойством относительности.
Одной из первых форм обмена экономической информацией была так называемая немая торговля, которая встречалась в качестве наиболее ранней формы торговли у всех народов. Суть этой торговли заключалась в нежелании входить непосредственные отношения с иностранцами (иноплеменниками), к которым древние люди относились как к неприятелю. Первые материалы о немой торговле есть у Геродота, жившего между 490 и 425 гг. до н.э. и описавшего торговлю в Ливии, Персии и Скифии. Вот как описана эта форма торговли между булгарами и племенем Вису: «Булгары доставляют туда товар, всякий кладет их в определенное место, делает знак и оставляет. Потом возвращается и находит нужный ему товар, положенный рядом. Если удовлетворен им, то берет его и оставляет за него свой товар. Если нет, то забирает его обратно. Покупатель и продавец не видят друг друга».[44]
Некоторые из древних знаков-символов не потеряли актуальность до наших дней. Например, на эмблеме таможенных служащих Российской Федерации изображены две змеи, обвивающие жезл Гермеса-Меркурия. Такой символ носили вначале фараоны, а затем жрецы Древнего Египта. Изображения змей означают знак мудрости и власти, а образующие кольца - цикличность развития жизни на Земле. На каждом этапе этих циклов времени мудрость и власть должны гармонично, мирно дополнять друг друга при разрешении любых торговых споров.[45]
В интересах отличия образов «своих» товаров от «чужих» человечество постоянно разрабатывает и совершенствует знаки принадлежности человека или вещи отдельной группе людей или отдельному лицу. К числу таких знаков относятся изображения печати, подпись. Их развитие в современном мире мы видим уже в качестве электронной цифровой подписи, электронных меток, штрих-кодов и пр. По-прежнему у современного таможенника имеется символ-знак в виде личного номерного клейма и, как и раньше, ставится печать на чужое имущество, разрешенное к перемещению через таможенные границы (т.е. отметка о контроле и уплате таможенных пошлин).[46]
Стремление к упорядочению обмена, унификации денежных знаков, созданию логической символики и математического инструментария позволило человеку придумать первые таможенные тарифы, организовать внутреннее и внешнее таможенное пространство, наполнить товары логической информацией и экономической оценкой. Одной из древнейших «информационных таможенных систем» является таможенный закон в виде памятника, обнаруженного в XIX веке в Пальмире (Сирия). Пальмирский пошлинный тариф 137 г. н.э. весом около 15 тонн, найденный русским археологом С.С. Абамелек-Лазаревым и подаренный турецким султаном российскому послу, хранится с 1904 г. в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и является самым ранним и наиболее полным сводом пошлин и правил их взимания, которыми располагает нынешняя таможенная наука.[47]