Из таблицы видно, что финансовый сектор больше всех отраслей применяет информационные технологии (включая DSL для внутренней и внешней связи). В этом секторе наиболее активно задействованы комбинации рассматриваемых технологий. Это показывает, что обмен данными для него является важнейшей задачей. Названная отрасль экономики более других выигрывает от внедрения ИТ.
Есть основания предполагать, что информационные технологии могут помочь в повышении конкурентоспособности. Например, для США было установлено, что в продвинутых секторах, обрабатывающей промышленности применение ИТ положительно коррелируется с расширением предприятий и отрицательно с их выходом с рынка. В канадских исследованиях отмечается, что компании, внедрившие такие технологии, быстрее усиливают позиции на рынке. Они обычно имеют более высокую производительность труда (данное положение, однако не касается сборочных предприятий). Причем относительная производительность труда растет быстрее в фирмах, использующих коммуникационные и контролирующие технологии, а также способных комбинировать и интегрировать ИТ на различных этапах производственного процесса. Другими факторами, влияющими на рост доли рынка, были наличие отделов научно-технического прогресса и инновационная активность
Среди информационных технологий для усиления позиций фирм немаловажную роль играет компьютерная сеть: она позволяет переносить часть деятельности в оффшоры, теснее работать с заказчиками и поставщиками и лучше интегрировать взаимодействия по всей производственной цепочке.[36]
Одна из главных задач владельца небольшой фирмы - опережать конкурентов. Чтобы сохранить конкурентоспособность на сегодняшнем рынке, нужно добиваться повышения выручки с наименьшими затратами - и именно здесь на помощь приходит современная сетевая технология.
Базы данных в компьютерной сети существуют в децентрализованном или распределенном виде в памяти нескольких или многих компьютеров. Если необходимо собрать определенную часть информации в одном месте, то в локальной сети специально для этих целей выделяется один компьютер, предназначенный для централизованного информационного обслуживания и называемый сервером. Тогда другие компьютеры, подключаемые к сети, получают наименование клиенты, а построенная вычислительная сеть - клиент-сервер. На большом предприятии таких информационных систем клиент-сервер может быть несколько. Все подобные локальные сети подразделений могут быть объединены между собой, и в результате возникает локальная сеть предприятия. В ней может быть выделен сервер предприятия.
По мере развития локальной сети предприятия к ней подключаются компьютеры всех специалистов и менеджеров предприятия. Возникает новая прогрессивная система коммуникации и информации, в которой по-новому решаются информационные проблемы. Прежде всего, меняется психологический аспект общения: вместо принципа «дай» («расскажи», «пришли письменное сообщение») реализуется принцип «возьми информацию».[37] Это означает, что руководство и остальные сотрудники по определенному регламенту помещают информацию в сервер и она в соответствии с правилами конфиденциальности доступна всем адресатам.
На основе анализа множества производственных характеристик было установлено, что на предприятиях, имеющих электронные сети, средняя производительность труда выше, причем ее рост под действием этого фактора оценивается приблизительно в 5% (для США) Аналогичная работа была проведена для Японии. Это исследование базировалось на справочнике «Статистика по коммерческой деятельности», который дает информацию о профессиональной структуре фирм и некоторых характеристиках их функционирования, в том числе о степени аутсорсинга, а также об использовании ими компьютерных сетей. Из анализа следует, что применение таких прямых операционных сетей, как производственные и логистические системы контроля, влияет на производительность труда существеннее, чем улучшение менеджмента или планирования.[38]
Так, например, наличие сети позволяет работникам организации тратить меньше времени на рутинные операции, экономя его для производительности труда. Рассылая служебные записки по электронной почте, менеджеры избавляются от необходимости печатать, копировать и разносить их. Электронная почта обеспечивает практически мгновенную доставку корреспонденции и реакцию на нее.
Наличие сети позволит сотрудникам фирмы совместно использовать достаточно дорогостоящее периферийное оборудование, такое как лазерные принтеры, устройства резервного копирования, коммуникационное оборудование. Это снижает их стоимость, приходящуюся на одного пользователя, и обеспечивает доступ к нему большому числу работников.
Таким образом, если в организации эксплуатируется несколько компьютеров, то они соединяются между собой и могут использоваться для передачи информации между подразделениями предприятия. В этом случае возникает локальная информационная сеть компьютеров и иных устройств, объединенных в единое целое, что значительно сокращает издержки предприятия и облегчает управление.
Следующий шаг - подключение локальной сети предприятия к одной или нескольким региональным информационным системам: по законодательству, по политическим и деловым новостям, состоянию фондового рынка и для доступа к другой профессиональной информации. В свою очередь, региональные системы также имеют тенденцию к объединению между собой, поэтому может оказаться необходимым только одно подключение к «провайдеру» информационных услуг, обеспечивающему предоставление средств связи и согласование информационных протоколов, а через него - к глобальным систематизированным (отраслевым) информационным системам. Глобальные отраслевые системы также имеют тенденцию к соединению между собой. В результате все частные региональные, отраслевые глобальные системы объединяются между собой, что приводит к построению глобальной общепланетной информационной системы Интернет[39].
Так, Япония сегодня является Интернет - экономикой номер один. В Сеть заходят 9 из 10 японцев. В первую десятку крупнейших Интернет - экономик также вошли: Канада (72% канадцев постоянно пользуются Сетью), США (71%), Южная Корея (62%), Германия (60%), Франция (61%), Великобритания (55%), Китай (50%), Мексика (40%) и Бразилия (21%). [40] Для России (опрашивались только жители городов) этот показатель равен 12%.[41] Так же в настоящее время около 10% активных пользователей сети являются клиентами Интернет - магазинов.[42] Также в Таблице 8 (Приложение. Таблица 8. Использование Интернета и наличие web-сайтов предприятий в ряде стран мира, % от числа фирм приведены данные об использовании Интернета и наличии web-сайтов предприятий ряда стран мира по данным исследований, проведенных Центром исследования статистики науки.[43]
В целом можно отметить три важнейших достоинства современной прикладной информатики для бизнеса:
· осуществление распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения (в технологической линии, на измерительном участке, складе, в бухгалтерии, финансовом отделе и т. д.);