Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 г. (Приложение. Схема 3. Нормативная база развития информационных технологий таможенного оформления и контроля), в которой внедрение информационных технологий и автоматизированных систем управления определено стратегическим направлением деятельности ФТС России.
Критериями (показателями) эффективности информационно-технической политики, отражающими степень улучшения выполнения таможенными органами своих основных функций в сопоставлении с затратами на проведение организационных и технических мероприятий, являются[56]:
ü параметры оперативной деятельности таможенного органа с учетом применения информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля (пропускная способность таможенного органа, время выполнения процедур таможенного оформления и таможенного контроля и др.);
ü количество выявленных таможенных правонарушений с применением информационно-технических средств по отношению к общему количеству выявленных правонарушений;
ü объемы перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет (собираемость таможенных платежей);
ü степень интеграции информационных ресурсов таможенных органов с информационными системами других министерств и ведомств Российской Федерации, а также с информационными системами таможенных служб государств участников ЕврАзЭС) и государств-участников СНГ;
ü защищенность таможенной информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам;
ü качественная характеристика потоков информации, их объемы, временные параметры обработки и передачи (представления) информации таможенными органами, оперативность мониторинга таможенной деятельности;
ü обеспеченность таможенных органов современными информационно техническими средствами и охранными системами.
Основными критериями функционирования автоматизированной информационной системы таможенных органов являются полнота, актуальность, достоверность информации, необходимость минимизации времени выполнения задач и стоимости информационных технологий, обеспечивающих их решение. При оценке эффективности учитывается многофункциональный характер таможенной деятельности, структура таможенных органов, многообразие форм и способов таможенного оформления и таможенного контроля, применяемые при этом различные технические средства и программное обеспечение.[57]
В настоящее время требуется унификация и разработка ведомственного стандарта по составу и эксплуатации программного обеспечения во всех подразделениях ФТС России, в рамках которого можно было бы оценивать существующие информационные системы по критерию «производительность/отказоустойчивость/безопасность».[58]
Заключение
В соответствии с задачами, поставленными в начале работы можно сделать выводы:
1. Информация - (сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления)[59]важнейший стратегический ресурс. Информационное поле управленческой деятельности включает в себя совокупность самых разнообразных и разнородных информационных ресурсов, информационных потоков, алгоритмов и технологий их передачи, контроля и обработки.[60] Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение и использование информации в различных сферах деятельности приобретают решающее значение для успеха в конкурентной борьбе. В современный информационный век для предпринимателей ключевое значение имеет не просто разработка принципиально нового изделия, а создание такого продукта или услуги, которые положили бы начало формированию нового направления в производстве, нового рынка. Только в этом случае предприятие (организация) может рассчитывать на приемлемый уровень издержек производства и снижение степени риска при выходе сначала на национальный, а затем на мировой рынок.
2. В настоящее время в России происходит совершенствование нормативно - правовой базы по обеспечению права собственности на информацию. Что в свою очередь обеспечивает сохранности информационных ресурсов, и предприниматели – новаторы могут быть, в достаточной мере, быть уверенными в том, что их новые технологии не попадут к конкурентам.
3. Информационная система управления - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.[61] Таким образом информационные системы помогают справиться с большим потоком информации, которая постоянно поступает из внешней и внутренней среды, так, чтобы администрация могла принимать эффективные решения и успешно вести дела компании.
4. Основными классификационными признаками информационных систем являются:
ü уровень в системе государственного управления;
ü область функционирования экономического объекта;
ü виды процессов управления;
ü степень автоматизации информационных процессов.[62]
5. Информационно-коммуникационные технологии, являясь значимым фактором повышения эффективности управления американских компаний, заслуживают детального исследования возможностей их применения в комбинации с другими инструментами реформирования. Новые информационно-коммуникационные технологии являются основой и необходимым инструментом осуществления преобразований ТНК США с применением стратегий реинжиниринга и реструктуризации. Следует учитывать, что внедрение инноваций в деятельность компаний не может ограничиваться только применением передовых информационно-коммуникационных технологий. Напротив, повышение эффективности управления компаний США является следствием выполнения продуманного комплекса мер по достижению целей долгосрочного развития американских ТНК.[63]
6. Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности.[64] Основная цель информационной технологии - получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.
7. При развитии информационной технологии проявляются пять современных взаимосвязанных и усиливающих друг друга, доминирующих информационных тенденций[65]:
ü усложнение информационных продуктов (услуг);
ü обеспечение совместимости;
ü ликвидация промежуточных звеньев;
ü глобализация;
ü конвергенция.
8. Есть основания предполагать, что информационные технологии могут помочь в повышении конкурентоспособности. Например, для США было установлено, что в продвинутых секторах, обрабатывающей промышленности применение ИТ положительно коррелируется с расширением предприятий и отрицательно с их выходом с рынка. В канадских исследованиях отмечается, что компании, внедрившие такие технологии, быстрее усиливают позиции на рынке. Они обычно имеют более высокую производительность труда (данное положение, однако не касается сборочных предприятий). Причем относительная производительность труда растет быстрее в фирмах, использующих коммуникационные и контролирующие технологии, а также способных комбинировать и интегрировать ИТ на различных этапах производственного процесса. Другими факторами, влияющими на рост доли рынка, были наличие отделов научно-технического прогресса и инновационная активность.