ВВЕДЕНИЕ
Малый и средний бизнес, как таковой, существовал в нашей стране всегда. Первые массовые, легальные виды его проявления приходятся на конец восьмидесятых годов, когда появляются кооперативы и молодежные центры (в г. «ХХХ» Центр НТТМ «Эврика). Но малое предпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принято было так называть. Самые распространенные примеры его проявления - это вещевые рынки, существовавшие практически во всех крупных городах (г. Екатеринбург «Шуавкиш»). Определенная категория людей на торговых операциях, производстве ТНП, обеспечивала свой доход, причем для многих эти заработки были основными. Государство пыталось бороться с этим. Все знают о проверках, штрафах и уголовных делах против спекулянтов, цеховиков. Но так как этот малый бизнес обеспечивал потребность людей в дефицитных товарах, которыми «советская система» не могла или не хотела обеспечить своих граждан в официальной торговле, государство, при всей его мощи и возможностях, в тот период, сохраняло этот вид малого бизнеса.
Раз существовало частное производство со всеми компонентами внешних и внутренних сред – значит и существовали вопросы управления – менеджмента.
В это время существовали прообразы рыночных структур, которые не были государственными и занимались бизнесом. Это, например, потребительская кооперация, которая имела своих пайщиков, имела широкую сеть заготовительных контор и кооперативных магазинов. Это были артели по добыче золота и других драгоценных металлов, которые имели относительную свободу для предпринимательства. Свои предприятия имели различные общества инвалидов, например, глухих и слепых. К малому бизнесу тех времен следует отнести и студенческие строительные отряды.
Движение студенческих строительных отрядов курировал комсомол. Поэтому не удивительно, что первые массовые прообразы рыночных структур, появившиеся в конце восьмидесятых годов, были лоббированы именно комсомолом, кузницей кадров, и возникли в форме молодежных центров при различных комитетах комсомола, от заводского до ЦК (в г. «ХХХ» Центр НТТМ «Эврика). Увидев образовавшуюся официальную отдушину, предприимчивые люди устремились в эти центры. Молодежные центры множились как грибы. При комитете комсомола техникума или научно - исследовательского института могли существовать десятки молодежных центров, занимающихся буквально всем, от пошива халатов до внедрения сложных научных разработок. Практически частично был легализован ранее существовавший теневой бизнес, а частично закладывались основы управления современного предпринимательства и мелкого, и среднего, и крупного бизнеса[1].
Практически параллельно с развитием молодежных центров развивалось кооперативное движение, возникшее на базе вышедшего Закона СССР «О кооперации». С начала 90-х годов государство достаточно часто меняло правила игры, предоставляя налоговые льготы каждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянные массовые «перетоки» из одной формы малого предпринимательства в другую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченной ответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь, в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становились частными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью. К сожалению, следует констатировать, что и более чем через десять лет реформ сохраняется нестабильность нормативно-правовой и организационной основы функционирования малого предпринимательства, вследствие чего роль малого предпринимательства в экономики России и стран с развитой рыночной экономикой существенно отличаются. Но это позволило воспитать руководителя – универсала. Специалиста во многих областях управленческого знания. Изучению российского опыта становления малого предпринимательства, особенностей управления малым предприятием на местном уровне, посвящен настоящий дипломный проект.
Актуальность темы обусловлена противоречиями, складывающимися между значимостью успешного развития малого предпринимательства как одного из ключевых элементов в процессе становления рынка и недостаточной эффективностью условий его функционирования. Данное понятие многоаспектное и включает в себя целый комплекс вопросов - это правовая среда, налоговое бремя, вопросы кадрового менеджмента, маркетинга. Именно поэтому актуально в настоящий исторический период рассмотреть вопрос: «Особенности управления МП».
Тема управления предприятиями разработана в России достаточно полно. Первые публикации послеперестроечного периода, как правило основывались на опыте менеджмента стран так называемого «капиталистического лагеря». К 0000 г. сформировались школы российского управления. Поддержка малого предпринимательства в мегаполисах и областных центрах носит четко структурированный характер и является в виде программных документов имеющих финансовую поддержку. И это совершенно справедливо так как в крупных городах сосредоточены финансовые и интеллектуальные ресурсы современного общества. В малых городах, каким является г. «ХХХ», этому вопросу уделяется мало внимания. Деятельность по поддержке предпринимательства в них далека от нужд самих предпринимателей. Вопросы концепций и методологий управления своим предприятием предприниматели решают, зачастую, интуитивными методами.
Считаю необходимым разрабатывать именно практические, а не декларативные мероприятия по вопросам совершенствования методик управления малыми предприятиями в малых городах, эти рекомендации должны базироваться, в первую очередь, на аналитическом материале местных специфических особенностей деятельности МП.
Целью моего исследования является изучение статистических материалов, освещающих масштабы и динамику развития российского предпринимательства. Выявление проблематики развития МП на местном уровне, разработка пакета рекомендаций для руководителей МП МО «ХХХ» и администрации района по вопросам управления и кадрового менеджмента предприятий.
Для достижения поставленной цели мной решаются следующие задачи:
Объектом исследования выступает статистический материал деятельности МП на территории РФ. Анализ опыта работы 00 предприятий г. «ХХХ». Мной будет решаться один из ключевых вопросов разработка критериев и рекомендаций эффективной деятельности МП – на основе оценки эффективности управления персоналом. Проводимый анализ эффективности управления предприятиями г. «ХХХ» базируется на основании анкетирования персонала МП и актуален в настоящий период, т.к. выявляет проблематический круг вопросов стоящих перед руководителем.
Предмет исследования - статистика национального развития сектора МП, методология и процессы управления на малом предприятии местного уровня, анализ экономических параметров эффективного, с точки зрения управления, МП.
Теоретико-методологической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных исследователей, результаты публикаций трудов российских авторов, статистические материалы Госкомстата РФ по состоянию на 0 квартал 0000 г. результаты обследования предприятий города.