Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества данного метода: ускоряется оборачиваемость капитала, т.к. товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется заказ на всю поставку. Его недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.
Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:
Ø полный перечень товаров;
Ø количество товаров, имеющихся на складе;
Ø требуемое количество товаров.
Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
Ø количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;
Ø поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
Ø оплачивается только поставленное количество товара;
Ø по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Преимущества данного метода: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.
Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода – в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.
ООО "Березка" выбрала метод закупки товара одной партией (оптом). Оптом предприятие закупает все основные ресурсы, так как такой метод позволяет приобрести товар большой партией и со скидкой, к тому же все закупаемые составляющие - не скоропортящиеся продукты и не требуют особых условий для хранения.
Таблица 2
Поставщик |
Наименование сырья |
Количество |
Цена за единицу |
Общая стоимость |
ОАО "Мучной дом" |
мука |
8 460 кг |
10 руб |
84 600 руб |
ЗАО "Злак" |
рис |
4 500 кг |
9 руб |
40 500 руб |
ЗАО "Каравай" |
дрожжи |
360 кг |
25 руб |
9 000 руб |
Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере материально-производственных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы затрат на логистику.
К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Так же к задачам следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а так же использование единой системы планирования. Существует еще несколько задач транспортной логистики такие как:
Ø создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей;
Ø обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
Ø совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
Ø выбор вида транспортного средства;
Ø выбор типа транспортного средства;
Ø определение рациональных маршрутов доставки;
Ø и проч.
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и т.д. Основной выбор вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Рассмотрим особенности и недостатки следующих видов транспорта:
Особенности морского транспорта:
Ø низкая, по сравнению с другими видами, стоимость перевозок, особенно на значительные расстояния;
Ø мобильность, т.е., в зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда могут переключаться с одного маршрута на другой;
Ø большая грузоподъемность морских перевозок;
Ø неограниченная пропускная способность морских путей при ограниченной пропускной способности портов и каналов;
Ø незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли.
Ограничения его использования:
Ø зависимость от работы портов;
Ø небольшая скорость перевозки по сравнению с большинством наземных видов транспорта;
Ø сезонность работы морского транспорта в северных районах.
Особенности железнодорожного вида транспорта:
Ø высокие материальные затраты при строительстве ж/д и затраты связанные с эксплуатацией и содержанием стационарных сооружений;
Ø наибольшая эффективность в использовании этого вида транспорта достигается при перевозках на расстояния более 200 км;
Ø относительная дешевизна перевозок (по отношению к а/м и воздушному видам транспорта);
Ø возможность доставки от двери до двери за счет строительства ж/д веток и подъездных путей предприятия;
Ø независимость от климатических условий и времени суток.
Особенности автомобильного вида транспорта:
Ø возможность доставки груза от двери до двери;
Ø большая мобильность и скорость перевозки;