Ответ: Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.
Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики. Министерством труда и социального развития федеральной службы занятости, федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.
Непосредственно управление занятостью осуществляют федеральные службы занятости. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости должно работать около 5% общей численности службы. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости.
Ответ: При пассивной политике занятости основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест: работодателям — поддержание спроса на продукцию, безработным — выплату пособий и помощь в трудоустройстве.
Ответ: Активная политика занятости предполагает, что основную роль играет человек, который чувствует свою ответственность за материальное благополучие свое и семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере — к активному поиску работы.
Ответ: Активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям:
1. Помощь в трудоустройстве;
2. Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;
3. Содействие самозанятости и предпринимательству;
4. Организация общественных работ;
5. Помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и другим.
Ответ: Помощь в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна так для безработных, так и для работодателей. Информация о рынке труда сообщается населению через различные публикации (газеты, бюллетени, обзоры и т.д.). Благодаря организации бирж труда ярмарок вакансий и т.д. Помощь в трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения РФ. Согласно ст. 12 п. 1 «государство гарантирует гражданам бесплатное содействие в подборе подходящей работы в трудоустройстве»
Ответ: Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости в развитых странах. Это обусловлено, прежде всего, высокими темпами технологических и организационных изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации персонала. Опыт всех стран показывает, что вероятность оказаться без работы уменьшается с ростом квалификации.
Повышение квалификации и переподготовке безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором — на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное, для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило через систему налоговых льгот.
Ответ: Программы общественных работ появились в США в 30-е годы. Сейчас они действуют во многих странах на региональных уровнях. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и т.п. Недостатком общественных работ является то, что они, как правило, не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы.
Ответ: Содействие занятости и предпринимательству направлено на создание условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и для других. Это направлено в наибольшей мере соответствует сути активной политики занятости. Во многих странах действуют программы обучения предпринимательству и помощи тем, кто хочет открыть собственное дело. В частности лица, не имеющие работу, могут получить сумму причитающихся им пособий по безработице и открыть свое дело. Это пособие играет роль стартового капитала.
Ответ: Содействие в занятости определенных групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.
Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также и с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству всех развитых стран лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для их участия в экономической деятельности. Этому служит инфраструктура населенных пунктов: соответствующие приспособления в транспортных средствах, магазинах и т.д.
Молодежный аспект политики занятости обусловлен, прежде всего, тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие психологических и физиологических особенностей молодых людей., в том числе их повышенной активности и восприимчивости, как к хорошему, так и к плохому. Законодательство развитых стран учитывает эти особенности, предоставляя молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступления на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм компенсируется государством.
Особую проблему представляет трудоустройство людей предпенсионного возраста (50 лет и старше). Если они по тем или иным причинам потеряли работу, то сложности с новым трудоустройством, бывают связаны как с объективными причинами (освоение новых профессий), так и с нежеланием некоторых предпринимателей принимать в штат пожилых людей. Без помощи государства, как правило, подобные задачи не решаются. Опыт ФРГ доказывает, что компромиссы могут быть достигнуты различными методами: более ранний выход на пенсию, налоговые льготы и прямые субсидии для предприятий.
Ответ: Движение трудовых ресурсов представляет собой сложный социально-экономический и демографический процесс количественных и качественных характеристик той части населения, которая выступает носителем рабочей-силы. «Общее движение трудовых ресурсов» определяется объективными условиями, действием социальных, демографических и экономических законов. Оно включает: естественное, социальное, территориальное, отраслевое, профессиональное и квалификационное. В реальной действительности все виды движения трудовых ресурсов взаимосвязаны, часто совпадают по времени и в пространстве.