Введение
оценка персонал кадровая политика
Актуальность темы. «Сегодня в условиях финансовой и экономической нестабильности компании вынуждены серьезно задуматься о сохранении собственной ликвидности. Для этого, мало не залезть в долги, нужно обеспечить экономическую эффективность бизнеса. Сделать это можно, в частности, за счет экономии средств на персонал, что, как показывает практика, в последнее время стало достаточно распространенным явлением»[1].
Многочисленные Интернет-ресурсы и печатные СМИ в изобилии содержат информацию о количестве уволенных, переведенных на режим неполного рабочего времени или отправленных в отпуск без сохранения заработной платы. Первая волна кадровых «репрессий» пришлась на осень 2012 года, вторая ожидается весной 2013. Общих рецептов того, как поступать в условиях кризиса с персоналом, не существует. Все зависит от степени влияния кризиса на финансово-экономическое и хозяйственное состояние компании.
Острой проблемой, в современных условиях, управлении персоналом, независимо от степени влияния кризиса, является организация эффективного и целенаправленного, и рационального использования кадровых ресурсов в достижении поставленной цели хозяйствующим субъектом – постановка, систематизация кадровой политики организационно-экономических единиц.
Важнейшей проблемой ООО «21 Век» является постановка и систематизация кадровой политики в условиях кризиса
Целью работы является разработка основных направлений по проекту изменения кадровой политики организации дистрибьютора, на примере ООО «21 Век»
Для достижения поставленной цели потребовалось решения ряда задач:
изучение действующих квалификационных стандартов по подбору и оценки персоналом с применением профессиографического и психографического методов;
проведение анализа кадрового потенциала организации дистрибьютора на примере ООО «21 Век»;
определение рекомендаций по совершенствованию систематизации кадровой политики организации дистрибьютора на примере ООО «21 Век», в условиях кризиса;
разработка конкретных мероприятий по реализации стратегии развития трудовых ресурсов с учетом кризисности.
Предметом является диагностика (исследования) организационно-технических мероприятий кадровой политики организации дистрибьютора на примере ООО «21 Век».
Объектом выступает действующая система организационно-технических мероприятий по кадровой политики и организационная структура управления кадровым составом организации дистрибьютора на примере ООО «21 Век»
Методологические основы исследования составляют:
нормативно-правовая база трудового законодательства РФ и нормативно-правовые акты организации дистрибьютора, на примере ООО «21 Век»;
эмпирическая база построена на анализе:
действующего организационно-технического процесса планирования кадровой потребности организации дистрибьютора на примере ООО «21 Век»;
системы структуры управления организации дистрибьютора на примере ООО «21 Век».
Квалификационные стандарты по подбору и оценки персонала – это система требований, работодателей предъявляемых к соискателю, к персоналу.
Система квалификационных стандартов по подбору и оценки персонала, включает в себя следующую структуру:
1. Квалификационный справочник – нормативный документом, обеспечивает применение квалификационных характеристик должностей, служащих и рабочих. Отражает организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37. Квалификационный справочник разработан, на основе профессиографических и психографических методов.
2. Экспресс-оценка персонала – это ускоренная оценка за счет использования точечных методик, в отличие от комплексных методик, ориентированных на работу с узким аспектом оцениваемых явлений (знаний, навыков, качеств). С помощью «экспресс-оценки» сотрудников с большой вероятностью можно выявить:
профессиональные знания, умения и навыки;
уровень развития коммуникативных навыков: от умения расположить к себе до качества отработки возражений;
стрессоустойчивость, гибкость;
поведение в конфликтных ситуациях, агрессивность;
особенности мотивации сотрудника, в том числе завышенную ориентация на материальную составляющую или чрезмерное стремление к власти;
преобладающий тип мышления, качество аналитики;
навыки управления, лидерские качества и т. д.
Однако, некоторая неточность «экспресс-оценки», прощается ей за большую экономию времени. Ведь особенно актуальны эти методики в случаях:
Если время – слишком ценный ресурс, чтобы тратить его на глубокие и детальные исследования. Например, когда нужно срочно закрыть вакансию, принять решение о выборе одного кандидата на повышение из нескольких, в течение пары дней определить, кто попадет под сокращение.
Если через оценку «прогоняется» сразу очень большое количество людей. Это ситуации массового подбора (в том числе, при открытии новых больших филиалов) и первичный отсев неподходящих сотрудников на любые вакансии.
Если детальной оценки не требуется в силу того, что риск последствий невелик, а материальные вложения не имеют смысла. Например, оценка сотрудников на низших обслуживающих должностях с высоким по определению уровнем текучести или оценка, затеваемая с целью немного встряхнуть сотрудников.
Если временные затраты на оценку напрямую связаны с материальными затратами. Например, нанимается дорогостоящий внешний специалист или фирма, работа которой требует почасовой оплаты.
1.1.1 Профессиографический и психографические методы
Профессиография – практическое направление психологии труда; деятельность, связанная с изучением требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям и физиологическим возможностям человека.
Профессиограмма Professiogram от лат. Professio - специальность + Gramma – запись. Профессиограмма – описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
Профессиографический анализ – метод установления требований профессии к работнику, его возможностям и способностям. Основными инструментами профессиографического анализа являются:
наблюдение за работником с помощью психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени;
построение социометрических матриц взаимодействия работников;
анализ информационных потоков.
Результатом профессиографического анализа являются профессиограммы.
Профессиокарта – краткое описание характера деятельности работника, результатов его труда и их значения для людей. Профессиокарта содержит: