Выявление и описание основных, вспомогательных, управленческих бизнес-процессов
Для удобства всю деятельность рационально представить как сеть бизнес-процессов с определенными входами и выходами. Тогда объект управления будет более прозрачен и понятен, и в дальнейшем руководство компании сможет разработать для себя показатели эффективности, по которым оно будет оценивать свою деятельность.
Сеть процессов ОАО «Невская косметика» можно представить в виде процессов 3 типов:
- Основные.
- Вспомогательные.
- Управленческие
При этом под основными процессами понимаются те, которые направлены на достижение цели, ради которой функционирует компания. Эти процессы – основные источники прибыли для компании и ценности для его клиентов. Вспомогательные процессы существуют для того, чтобы обеспечивать успешное выполнение основных.
Управленческие бизнес-процессы обеспечивают долгосрочное и стабильное развитие бизнеса. Управленческие процессы принадлежат к вспомогательным, но иногда выделяются в отдельную группу. Особенно это характерно для тех компаний, которые действительно уделяют внимание долгосрочному развитию своего дела.
Основные процессы ОАО «Невская косметика» – производство товара, закупка сырья, складирование товара, продажа товара. Именно так выглядит цепочка создания ценности для клиента, это те процессы, за которые его клиенты готовы платить деньги.
Что касается вспомогательных процессов, к ним относятся все процессы, которые поддерживают вышеуказанные основные. В рассматриваемом случае ими являются:
- налоговый учет;
- контроль доходов и расходов
- юридическое обеспечение;
- хозяйственное обеспечение;
- ИТ-обеспечение;
- управление запасами;
- управление аутсорсингом (управление передачей вспомогательных процессов сторонним организациям)
- управление персоналом
Учитывая, что ОАО «Невская косметика» имеет стратегию развития, уделяет внимание финансовым показателям, расширению источников финансирования, то такие процессы, как стратегическое управление и управление финансами также присутствуют.
Таким образом, составим карту бизнес-процессов ОАО «Невская косметика».
Рис. 8. Карта бизнес-процессов ОАО «Невская косметика»
Формирование матрицы функций организации
Теперь, имея карту процессов, мы можем увидеть связи между ними, чтобы понять, на какие результаты работы, на какие процессы воздействуют.
Прежде всего, необходимо определить, какие именно результаты мы будем рассматривать, ведь каждый процесс имеет свой итог, причем часто не один, поэтому рассматривать в одной модели все возможные результаты процессов невозможно. За основу можно взять цель создания бизнеса – получение прибыли.
Таблица 14. Роли бизнес-процессов ОАО «Невская косметика» в достижении основной цели бизнеса
№ |
Бизнес-процесс |
Основная роль в свете достижения цели |
Налоговый учет |
Оптимизация налогообложения, в том числе затрат, связанных с том числе штрафов за неверным расчетом налогов | |
Контроль расходов |
Оптимизация затрат компании, предотвращение необоснованных расходов | |
Юридическое обеспечение |
Оптимизация затрат, в том числе связанных с рисками штрафов и пени по договорам, с неверно составленными договорами, неисполнением обязательств контрагентами и т.д. | |
Хозяйственное обеспечение |
Своевременное обеспечение основной деятельности необходимыми материалами и оборудованием хорошего качества и по доступной цене | |
ИТ-обеспечение |
Обеспечение бесперебойной работы программного обеспечения и технического оборудования | |
Управление запасами |
Минимизация затрат по хранению продуктов, их списанию в связи с порчей | |
Управление аутсорсингом |
Обеспечение качественного выполнения обеспечивающих процессов за счет привлечения внешних компаний по разумной цене. | |
Закупка сырья |
Обеспечение конкурентным товаров по разумным ценам и в положенный срок | |
Производство |
Управление качеством производства товара. Использование современного оборудования, его модернизация и обслуживание. | |
Складирование |
Обеспечение наиболее оптимального использования складских площадей, наилучших условий хранения товара | |
Продажа товара |
Обеспечение клиента необходимой информацией о продукте, обеспечение быстроты и простоты покупки |
Теперь, зная ключевые роли своих бизнес-процессов, руководство ОАО «Невская косметика» определило потребности каждого процесса в информации или ресурсах, а также требования к ним для его успешного выполнения.
Группировка организационных единиц
Группировка организационных единиц предполагает выбор основания для создания структурных единиц начального и последующих уровней. Группировка способствует координации, так как обеспечивает контроль над деятельностью сотрудников, выполняющих различные задания, распределение между ними ресурсов, определяет единые способы представления результатов, а также использует их близость для взаимной подгонки.
Используемые для группировки различные основания, такие как рабочий процесс, производимый продукт, общие клиенты, место расположения и т. д., могут быть сведены к двум фундаментальным принципам: выполняемая функция и обслуживаемый рынок. Первый из них относится к способам сочетания разнообразных, необходимых для производства товаров процессов в единую цепочку управления, второй имеет дело с результатами, т. е. ориентирует всю цепочку на определенные конечные продукты, услуги или рынки. На основе какого критерия следует производить группировку? Во-первых, это связи внутри рабочего процесса, или «взаимозависимости». Чем крепче взаимосвязаны позиции или организационные единицы в рабочем процессе, тем более желательно, чтобы для улучшения координации они были объединены в одну группу. Во-вторых, это процессуальные взаимозависимости, например, между людьми, которые выполняют аналогичные виды работ, но в рамках различных рабочих процессов (как, например, механики, обслуживающие станки разных типов). В некоторых случаях объединение их в одну группу позволяет интенсифицировать использование оборудования и обмен опытом между сотрудниками, а также способствует совершенствованию трудовых навыков и т. п.
В-третьих, это взаимозависимости масштаба. Например, если в организационных единицах отсутствует достаточный для образования собственной службы объем работ, обслуживающий технику персонал может быть объединен в одну группу. И, наконец, это социальные взаимозависимости, когда люди группируются по социальным основаниям, как, например, в угледобывающей промышленности, где взаимная поддержка рабочих в сложных и опасных условиях труда может послужить основанием для их объединения.