Среди производителей туалетного мыла два явных лидера – ОАО «Невская косметика» и АООТ КО «Свобода». Ассортимент наименований у них приблизительно равен. АООТ КО «Свобода» среди прочих видов мыла выпускает также достаточно дорогие марки, сравнимые по цене с импортными аналогами, а «Невская косметика» производит мыло в одной ценовой группе. Популярна среди потребителей также серия мыла «Лесная ягода» от ООО «ТД «Весна». Самое дешевое мыло из петербургских и прочих производителей у ОАО «Аист».
Таблица 6. Разброс цен на пасты зубные отечественные
Наименование продукции |
Название |
Емкость |
Производитель |
Минимальная цена за упаковку, руб. |
Средняя цена за упаковку, руб. |
Максимальная цена за упаковку, руб. |
Паста зубная |
«Семейная» |
100 г |
АООТ ПК «Свобода» |
5,40 |
6,35 |
7,15 |
Паста зубная |
«Каримед» |
100 г |
АООТ ПК «Свобода» |
7,89 |
11,53 |
14,82 |
Паста зубная |
«Жемчуг новый» |
100 г |
ОАО «Невская косметика» |
7,01 |
13,20 |
29,33 |
Паста зубная |
«Пародонтол» |
100 г |
АООТ КО «Свобода» |
14,83 |
16,42 |
15,47 |
Паста зубная |
«32» |
100 мл |
Концерн «Калина» |
13,01 |
15,02 |
17,33 |
Среди зубных паст лидирует «Жемчуг новый» от «Невской косметики». Ассортимент наименований у нее самый широкий, а продукция рассчитана на различные группы потребителей по уровню дохода. Успешно конкурирует с «Невской косметикой» на этом сегменте рынка московская «Свобода», например, ее паста «Семейная» (существует целая серия продукции под маркой «Семейная») рассчитана на потребителей с низким и средним уровнем дохода. Продукция «Калины» здесь занимает небольшую долю рынка.
Рынок отечественной косметической продукции Санкт-Петербурга характеризуется широтой ассортимента, средним и низким уровнем цен и значительным числом производителей, конкуренция между которыми и обуславливает доступность этих товаров для самых широких слоев населения. В основном рынок заполнен продукцией концерна «Калина», ОАО «Невская косметика», АООТ КО «Свобода», ОАО ПКФ «Грим» и ООО ПКФ «Линда».
В системе образования цен на продукцию косметической фабрики «Невская косметика» заложены следующие принципы:
- Внутренние потребности предприятия (обеспечение плановой рентабельности, прибыли).
- Себестоимость (стоимость энергоносителей, материалов комплектующих, а также экономическая эффективность производства).
- Сезонные спады и подъемы спроса на продукцию.
- Взаимоотношения с дистрибьюторами.
- Изменения курса доллара.
- Изменения конъюнктуры рынка.
В конце каждого года в ОАО «Невская косметика» составляется и утверждается маркетинг-план на следующий год. Основой для составления этого документа служат данные о госбюджете, который принимается Государственной думой, прогнозы изменения курса доллара. По примеру предыдущих лет специалисты, какой может быть динамика изменения денежной массы у населения, какая ее часть может быть израсходована на покупку кондитерских изделий. Прогноз на этот год составляется по месяцам и по каждой ассортиментной позиции. Мы пришли к определенной цифре, которая изменяется вместе с темпами инфляции. Если сравнить график изменения цен и график изменения денежной базы, то выяснится, что они повторяют друг друга с небольшой задержкой: появились деньги у людей – пошли вверх цены, стабильна масса «налички» – держатся и цены.
Таблица 7. Конкурентный профиль ОАО «Невская косметика»
Функциональные направления работы фирмы |
Навыки, способности и ресурсы конкурирующих фирм | ||||||
ОАО «НК» |
Свобода |
Грим |
Калина |
Линда |
Аист |
Весна | |
Исследования и разработки (НИОКР) |
Постоянные |
Постоянные |
Постоянные |
Постоянные |
Постоянные |
Постоянные |
Постоянные |
Оперативная деятельность (производственно-сбытовой процесс) |
Модернизация производства, сбыт через крупных оптовиков |
Расширение производства, сбыт прямой и через оптовиков (крупная логистическая компания) |
Модернизация производства, прямой сбыт в розницу |
Постоянное расширение и модернизация производственных мощностей, сбыт только через крупных оптовиков |
Расширение производства, сбыт прямой и через оптовиков (крупная логистическая компания) |
Модернизация производства, сбыт через свою собственную логистическую компанию |
Расширение производства, сбыт прямой и через крупных и мелких оптовиков |
Рыночная деятельность (продвижение и распределение) |
Концепция управления маркетингом |
Концепция интенсификации коммерческих усилий |
Концепция интенсификации коммерческих усилий |
Концепция интенсификации коммерческих усилий |
Концепция интенсификации коммерческих усилий |
Концепция интенсификации коммерческих усилий |
Концепция интенсификации коммерческих усилий |
Дельта между отпускной ценой, розничной ценой и прогнозируемой должна выполнять ряд задач:
- обеспечение кредитования;
- участие дистрибьюторов в проектах ОАО «Невская косметика» (например, крупная рекламная акция);
- исполнение согласованных программ развития сервисной сети.
При разработке политики ценообразования, ОАО «Невская косметика» считает важным также учитывать, что цены на косметические средства должны расти медленнее инфляции.