9) что Вы знаете о психологии?
10) считаете ли Вы себя «домашним психологом»?
11) как часто Вы ловили себя на мысли о том, что хотелось бы узнать мнение профессионального психолога по поводу беспокоящих Вас проблем? (ни разу, один раз, более одного раза);
12) перечислите темы, отрасли, вопросы, которыми, с Вашей точки зрения, должен заниматься психолог (если таковые существуют).
Детально изучив ответы на вопросы анкеты, можно сделать выводы о востребованности услуг психолога – практика, дать примерную характеристику потенциальному потребителю, наметить наиболее актуальные (насущные) вопросы для возможного клиента, тематику и направления психопрофилактической и психокоррекционной работы с различными слоями населения.
Как уже упоминалось в нашей работе, услуги психолога-практика – это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются квалифицированные консультации по преодолению или коррекции существующих у него психологических проблем, а также производится профилактическая работа с целью устранения возможности возникновения проблем.
Исходя из вышеизложенного, мы будем ориентироваться на предоставление квалифицированных консультаций по преодолению или коррекции существующих у клиента психологических проблем, а также производить профилактическую работу с целью устранения возможности возникновения таких проблем.
Рынком нашей деятельности являются все районы города.
В нашей деятельности мы будем ориентироваться на следующих потенциальных потребителей предоставляемых нами услуг – людей со средним материальным достатком, следовательно, со средней же покупательной способностью, при этом достигших определенного интеллектуального уровня для того, чтобы понять смысл и оценить оказываемую им или членам их семей психологическую помощь (Приложение № 1).
Учитывая деятельность конкурентов, можно предположить, что в ближайшее время рынок спроса на предоставляемые нами услуги не возрастет, следовательно, и прибыль в стадии начала нашей деятельности получена не будет.
Наличие конкуренции в данной сфере предоставления услуг ориентирует нас на работу с потребителем со средним достатком, который может позволить себе обратиться за помощью к психологу в расчете на получение недорогой, но квалифицированной психологической помощи. Поскольку у нас еще не наработан круг клиентов в связи с отсутствием помещения для работы и рекламы о нашей профессиональной деятельности, мы будем находиться в период становления в худших условиях по сравнению с конкурентами, чья работа уже должным образом организована.
Рекламу нашей деятельности мы будем размещать на телевидении (в ближайшем будущем), радио и в печатных изданиях, которые по статистическим наблюдениям распространяются среди населения со средним материальным достатком.
Стратегия деятельности наших конкурентов заключается в избирательности при отборе клиентов для работы, т. к. фирма конкурентов существует уже несколько лет, ими определен перечень вопросов и методик, пользующихся наибольшим спросом, наработан определенный круг клиентов. В число тщательно проработанных методик вошли такие, которые помогают консультированию по вопросам взаимоотношений в семье, популярные тесты анализа личности и тест на определение коэффициента ителлекта. С одной стороны, при такой стратегии в работе четко прослеживается ряд бесспорно положительных моментов – безупречное владение тестами и методиками специалистами фирмы позволяет грамотно и четко проконсультировать клиентов, предложить пути решения возникших проблем, дать рекомендации. Но, с нашей точки зрения, ограниченность тематики консультирования имеет и отрицательные стороны работы – узконаправленность работы не позволяет сотрудничать со всеми клиентами, нуждающимися в консультации, следовательно, существует отсев потенциальных потребителей услуг; наблюдается также потеря такого важного инструмента работы психолога – практика как индивидуальный подход в консультировании.
Цена остается важным показателем, несмотря на повышение роли неценовых факторов в процессе современного маркетинга. Цена, если она неправильно определена, окажет решающее воздействие на процесс покупки товара (Приложение №2).
Для установления цены необходимо учесть : расходы покупателя, доход продавца, условия конкуренции.
Ценовая политика предприятия может основываться :
- на издержках (находится точка безубыточности, как нижний предел цены ) ;
- на спросе (чем выше спрос на продукцию, тем выше цена) ;
- на конкуренции (предлагается иметь цены примерно на 10% ниже, чем у конкурентов ) ;
- политика " снятия сливок" ориентирована на богатых клиентов , целесообразно использовать подобную политику ценообразования для модных товаров;
- политика цен для проникновения на большой рынок, если предприятие крупное и ориентируется на покупателей со средними доходами.
Управление ценами может осуществляться с помощью системы скидок и возврата части оплаты.
При разработке ценовой политики целесообразно осуществить следующие шаги:
1. Анализ цен (если предприятие уже работает на рынке ).
Для анализа цен необходимо иметь следующую информацию :
а) по ценовым нормам:
- Ясны ли ценовые нормы.
- Нет ли правовых проблем в отношении регулирования цен.
- Учитывается ли характеристика потребителей.
- Обоснована ли дифференциация цен (одни и те же товары в разных магазинах могут иметь разные цены ).
- Согласованы ли ценовые нормы с ценовой системой предприятия.
- Учтена ли тенденция изменения уровня цен на товары.
- Какова готовность к борьбе с вновь выступающими конкурентами.
в) по ценообразованию:
- Учтена ли гибкость спроса при установлении цены.
- Как осуществляется ценообразование на новую продукцию.
-Учтены ли отрицательные стороны ценообразования и средние издержки плюс прибыль, если такое ценообразование применено.
- Учтена ли реакция конкурентов на цену данной продукции.
с) по управлению ценами:
- Приводит ли скидка к сокращению операционных расходов.
- Правильны ли нормы скидки.
- Практикуется ли дифференциация цен (по регионам, по группам клиентов, по временам года).
2. Установление целей и направлений ценообразования.
- Цели ценообразования – прибыль, выручка, поддержание цен, противодействие конкуренции.
- Направление ценообразования - по уровню цен, по ценовой системе, по регулированию цен.
3. Окончательный выбор ценовой политики.
Ценообразование включает процесс выбора метода ценообразования и сам процесс ценообразования .
Выбор метода ценообразования.
- Ценообразование по затратному принципу (средние издержки плюс прибыль ).
- Ценообразование по нацеленной прибыли (фирма ставит цель по прибыли, которую она собирается достичь, и цены устанавливает с учетом достижения этой цели).
- Ценообразование, основанное на спросе на продукцию.