3. Комплексность. Это основное качество экономического управленческого анализа, которое заключается в рассмотрении всех сторон деятельности исследуемого объекта, всех причинно-следственных связей отдельных элементов экономической системы.
4. Системность. Каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамичная система, состоящая из элементов, связанных между собой и с внешней средой.
5. Объективность, конкретность, точность. Результаты анализа должны отражать объективную реальность и базироваться на достоверной информации и точных аналитических расчетах.
6. Действенность. Анализ должен активно воздействовать на ход производственного процесса и его результаты, своевременно выявлять недостатки в работе и резервы улучшения ее показателей, информировать руководство организации.
7. Плановость. Проведение анализа должно соответствовать плану мероприятий, в котором закладываются сроки работ, исполнители и формы контроля за достоверностью полученных результатов.
8. Оперативность. Анализ должен проводиться быстро и четко, исключая вопросы, затеняющие сущность изучаемой проблемы. Это обеспечивает эффективность принимаемого управленческого решения.
9. Демократизм – предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.
10. Эффективность. Затраты на проведение анализа должны быть значительно меньше эффекта, получаемого от него.
Разработка и внедрение на предприятиях системы управленческого анализа должно базироваться на следующих принципах:
· управленческий анализ выступает в единстве анализа производственных и финансовых показателей для принятия тактических и стратегических управленческих решений по эффективному функционированию предприятия в рыночных условиях;
· управленческий анализ должен быть комплексным, что предусматривает изучение экономической и технической сторон производства, а также взаимосвязи с ним социальных и природных условий;
· системность подразумевает анализ предприятия как целостной системы.
Функции управления появились в результате разделения, специализации управленческого труда, поскольку доказана эффективность такого подхода к управлению организацией, при котором полномочия делегируются.
Анализ, в том числе управленческий, является одной из функций менеджмента (рис. 1.4).
Управленческий анализ – это основа процесса управления, так как:
1) управленческий анализ является одной из функций менеджмента – процесса управления;
2) управленческий анализ пронизывает весь процесс управления. Он предшествует решениям и действиям, обосновывает их, контролирует их выполнение и аргументирует мероприятия по повышению эффективности деятельности организации при последующем принятии решений;
3) анализ (в частности управленческий) как самостоятельный вид профессиональной деятельности может быть представлен в организации отдельной штатной деятельностью управленческого аппарата.
Экономический управленческий анализ в процессе управления выступает как элемент обратной связи между управляющей и управляемой системой.
Управляющая система – это совокупность органов (руководство предприятия разных уровней), средств, инструментов и методов управления.
Управляемая система – это хозяйственный процесс (чаще всего, производственный процесс).
Управленческий анализ позволяет уменьшить неопределенность исходной информации и риск, связанный с выбором правильного решения.
Успех предпринимательской деятельности во многом предопределяется обоснованностью управленческих решений, генерируемых менеджментом предприятия. Однако нередко решения, принимаемые руководством, не имеют должного экономического обоснования. Объясняется это, на наш взгляд, двумя причинами:
1) руководители больше полагаются на свои организаторские способности, интуицию и опыт, нежели на данные бухгалтерского учета;
2) в постановке бухгалтерского, в том числе и внутрипроизводственного учета предприятия ориентируются главным образом на необходимость представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и соблюдения требований налогового законодательства в части признания тех или иных расходов для целей налогообложения.
Первым этапом создания системы управления является установление ее стандартов. Это этап определения ориентиров, относительно которых будет оцениваться деятельность системы и осуществляться контроль. При определении стандартов за основу принимаются цели функционирования системы. Они могут описываться с использованием количественных, качественных и временных переменных. Обычно цели конкретизируются в планах, программах деятельности системы.
Программы и планы разрабатываются с участием аналитиков, задачами которых являются обоснование плановых показателей и моделирование возможных результатов деятельности. Установление стандартов дает отправную точку, относительно которой оценивается выполнение планов и движение к намеченной цели.
После того как стандарты установлены, и деятельность началась, менеджмент осуществляет второй этап – наблюдение и проверку. Проверка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодического обследования работы, процесса функционирования и результатов деятельности экономической системы. Наблюдение и проверка дают аналитику необходимую информацию, а также позволяют корректировать методики анализа и инструментарий, применявшийся на этапе планирования.
Анализ показателей деятельности организации характеризует третий этап процесса управления – измерение фактически достигнутых результатов. При сопоставлении достигнутых результатов с установленными на первом этапе стандартами, прежде всего, устанавливаются масштабы допустимых отклонений.
Размер отклонения зависит от:
· характеристики самого контрольного стандарта. Например, недопустимо отклонение от интервального значения обязательного экономического норматива. Отклонение от установленного размера риска должно находиться в заданных руководством организации пределах, и все колебания подвергаются жесткому контролю, поскольку влияют на устойчивость деятельности в целом. Величина административных расходов является менее существенным фактором и, соответственно, анализируется с меньшим пристрастием;
· масштабов финансово-хозяйственной деятельности показателей. Чем масштабнее функционирующая система, тем выше риски и тем большая вероятность отклонения от нормативов;
· принятой стратегии развития системы. Если предприятие в качестве стратегии выбирает расширение своих позиций на рынке, то очень часто определение снижения рентабельности отдельных видов продукции является положительным фактором, потому что оно дает возможность предприятию в большей мере реализовать свою продукцию по приемлемой для потребителя цене и занять большую нишу на товарном рынке.