Современные условия бизнеса предопределили создание системы информационных потоков, отвечающих различным критериям: внешним и внутренним потребностям, оперативности, широте охвата источников и временных границ и т.д. Результатом формирования самых разнообразных информационных потоков стало разделение экономического анализа на следующие виды.
1. По объектам анализа:
§ технико-экономический, финансово-экономический, социально-экономический анализ (проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.);
§ управленческий, маркетинговый, экономико-статистический, экономико-правовой анализ (проводят юридические службы предприятий и организаций);
§ экономико-экологический анализ (проводят органы охраны окружающей среды) и т.п.
2. По субъектам анализа (кто проводит):
§ руководство предприятия;
§ функциональные службы;
§ собственники;
§ кредитные организации;
§ аудиторские службы;
§ судебно-правовые органы.
3. По пользователям информации: внутренний и внешний.
4. По периодичности проведения: годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный, разовый, непериодический.
5. По содержанию и полноте изучаемых вопросов: полный анализ всей хозяйственной деятельности, выборочный анализ, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики.
6. По методам изучения объекта:
§ сравнительный, комплексный, системный анализ;
§ детерминированный факторный, стохастический корреляционный анализ;
§ функционально-стоимостной, диагностический, маржинальный анализ;
§ анализ коммерческих рисков.
Сравнительный анализ состоит в сопоставлении достигнутых результатов хозяйственной деятельности с результатами других предприятий или объединений, в выявлении резервов дальнейшего повышения эффективности производства. Он позволяет обобщить опыт нескольких предприятий, распространить передовой опыт на сравниваемые предприятия. Виды сравнительного анализа: внутрифирменный, внутриотраслевой, межотраслевой.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это метод системного исследования функций отдельного изделия или определенного производственно-хозяйственного процесса, или же управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве, предельной полезности и долговечности. Основной подход к проведению ФСА – функциональность.
Исходя из имеющейся информационной базы и решаемых задач, различают экспресс-анализ и детализированный, комплексный углубленный анализ, а также современный сопоставительный анализ:
Экспресс-анализ – это общее, предварительное исследование, основанное преимущественно на данных финансовой отчетности, ориентированное на внешних пользователей. Общий обзор результатов работы промышленного предприятия или экспресс-анализ является первым этапом, с которого необходимо начинать анализ производственно-финансовой деятельности. Этот этап позволяет дать общую оценку работы предприятия, не раскрывая внутреннего содержания каждого фактора, повлиявшего на формирование отдельных показателей, а также предоставляет возможность непосредственно ознакомиться с масштабами производства, его особенностями. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов роста реализации продукции, то это признак затоваривания.
Детализированный, комплексный (углубленный) анализ проводится с привлечением данных аналитического (управленческого) учета и является коммерческой тайной, рассчитан на управленческий персонал. Его цель – подробная характеристика финансового положения предприятия и возможностей развития на перспективу.
Современный сопоставительный анализ имеет особое эффективное направление – бенчмаркинг. Основу его составляет сравнение деятельности предприятий-конкурентов и передовых фирм других отраслей. Целью такого сопоставительного анализа является стратегическое планирование исходя из исследованных лучших параметров.
7. По временному признаку:
§ текущий (ретроспективный) или периодический анализ;
§ оперативный анализ;
§ перспективный (прогнозный) анализ.
Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности, и позволяет оценить работу предприятия за месяц, квартал, год нарастающим итогом. Он является базой для перспективного анализа.
Недостаток: все выявленные резервы – это потерянные возможности.
Оперативный анализ проводится в ходе производственной деятельности, является элементом планово-диспетчерского управления. Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: производство, отгрузка и реализация продукции, использование рабочей силы, производственного оборудования, материальных ресурсов, себестоимость, прибыль, рентабельность, платежеспособность. Анализ основан на данных первичного учета: оперативного, технического, бухгалтерского, статистического.
Недостаток: относительная неточность, связанная с приближенностью в расчетах.
Управленческий анализ деятельности предприятий транспорта
Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей.
Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.
Этой отрасли присущи следующие основные особенности.
1. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании.
2. Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем.
3. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов.