4. Основными активными средствами труда являются транспортные средства; производство – фондоемкое.
Основными задачами анализа деятельности предприятий транспорта являются:
· анализ выполнения плана и динамики перевозок;
· анализ выполнения плана технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава;
· анализ технического развития и организации производства;
· анализ использования материальных ресурсов (топлива и материалов);
· анализ себестоимости перевозок;
· анализ выполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
· обобщение резервов и разработка путей их освоения.
Основные данные для проведения анализа содержатся в:
· плане перевозок и отчете о его выполнении;
· сведениях о движении списочного состава автомобильного парка;
· плановых и отчетных данных об уровне технико-эксплуатационных показателей, данных оперативного учета и статистической отчетности.
Оценка состояния предприятия транспорта необходима на предварительном этапе для получения общего представления о его деятельности. Перечень основных экономических показателей транспортной организации будет несколько отличаться от аналогичных показателей промышленности: наряду с общими показателями должны быть рассмотрены общий объем перевозок (тыс. т), общий грузооборот (тыс. т/км), общий пробег (тыс. км), число отработанных авточасов, среднесписочное число авточасов в хозяйстве, число отработанных человеко-часов и др.
Приведенные показатели по возможности могут быть конкретизированы и в зависимости от специализации транспортного предприятия дополнены.
Осуществление основных производственных процессов транспортировки грузов и перемещения пассажиров – основная задача эксплуатационных организаций автомобильного транспорта. Условием положительной оценки деятельности АТП является выполнение задания по всем основным показателям и видам перевозок. Поэтому особое внимание должно уделяться анализу объемов перевозок.
1. При анализе выполнения плана перевозок грузов первоначально характеризуют общие итоги выполнения заданий по:
o объему перевозок, тыс. т.;
o грузообороту, тыс, т/км;
o числу отработанных авточасов.
2. Кроме того, нужно сопоставить объемы перевозок за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя. При этом следует установить причины, обусловившие ту или иную динамику объема перевозок и грузооборота. Наряду с изучением динамики объема перевозок по годам анализируется динамика выполнения перевозок в течение года.
3. Далее следует проанализировать выполнение заданных объемов перевозок по номенклатуре грузов и обслуживаемой клиентуре. В случаях, когда в целом план объема перевозок выполнен, а в отношении отдельных клиентов и видов грузов имеется недовыполнение или перевыполнение, общий объем перевозок расчленяется на три группы: в пределах задания, сверх задания и объем, не предусмотренный заданием.
Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения перевозок. Общий процент выполнения задания (бизнес-плана) представляет собой сумму процентов выполнения задания, объемов перевозок сверх задания, перевозок для клиентов и по номенклатуре, не предусмотренных заданием. Производимые расчеты позволяют выявить структурные сдвиги – изменения соотношений отдельных частей в общем объеме данной совокупности.
4. Результаты работы парка подвижного состава любой АТО оцениваются системой технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), характеризующих количество и качество этой работы. Их можно условно разделить на две большие группы.
1) С помощью ТЭП первой группы оценивают степень использования подвижного состава:
§ коэффициент технической готовности:
,
где АДх – списочное число автодней в хозяйстве;
АДрем – продолжительность простоя в связи с ремонтом, автодни;
АДто – продолжительность простоя в связи с техническим обслуживанием, автодни;
§ коэффициент выпуска автомобилей на линию:
,
где АДр – число отработанных автодней;
АДорг – продолжительность простоя в исправном состоянии по организационным причинам, автодни;
§ грузоподъемность подвижного состава:
;
§ коэффициенты статического использования грузоподъемности:
;
§ средний пробег с грузом за ездку:
;
§ среднее расстояние перевозки:
;
§ коэффициент использования пробега:
;
§ средняя продолжительность простоев под погрузкой и разгрузкой за одну ездку:
,
где tn - рi – различное время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну поездку по i-й группе;
Аэi – среднесписочная численность автомобилей, находящихся в эксплуатации в i-й группе;
Еi – число поездок по i-й группе.
2) Вторая группа показателей объединяет результативную информацию: число поездок, общий пробег и пробег с грузом, число отработанных авточасов, объем перевозок и грузооборот (транспортная работа).
5. После анализа уровня ТЭП определяют особенности их влияния на выполнение плана перевозок с помощью методов факторного анализа.
Степень выполнения плана перевозок в тоннах, тонно-километрах, авто-тонно-часах, пассажирах, пасажирокилометрах пробега зависит главным образом от списочного состава автомобильного парка (его количества и структуры) и эффективности его использования.
Объем грузовых перевозок (Qа) сначала определяют по каждой марке автомобиля отдельно:
,
где Асп – среднесписочное количество автомобилей по отчету;
Qгод – выработка одного списочного автомобиля в год.
Эта модель может быть дальше уточнена следующим образом:
,
где αВ – коэффициент выпуска автомобиля на линию;
Dк – календарные дни;
Tн – время в наряде, часов;
Qч – выработка одного списочного автомобиля в час.
Часовая выработка одного автомобиля зависит от среднетехнической скорости (Vт), коэффициента использования пробега (β), грузоподъемности по отчету (g), коэффициента статического использования грузоподъемности (γС), среднего пробега с грузом за ездку по отчету (Ler), времени простоя под погрузкой-разгрузкой за поездку (tn - p).
Таким образом, общий для всего парка автомобилей объем грузовых перевозок определяется следующим образом: