Первоначальная стоимость ОФ постепенно увеличивается (на 2005г. на 0,8%, на 2006г. на 4,6%, на 2007г. на 4,7%), т.е. предприятие производит замену старого оборудования на новое. На протяжении 3х лет наибольший вес в ОФ занимает машины и оборудование. Наименьший - прочие ОФ. К концу 2006г. заметно увеличилась стоимость транспорта предприятия, т.к. предприятие приобрело новую автомашину.
Первоначальная стоимость основных фондов это стоимость всех затрат которые понесло предприятие при приобретении, сооружении, изготовлении, доставке, приведении их в состояние, пригодное для использования.
Для того чтобы определить на сколько изношены ОФ на предприятиях рассчитывается коэффициент износа. (2)
Таблица 2
Коэффициент износа ОФ ВК ЦГМ
Первонач тыс.тенге |
Износ тыс.тенге |
К.изн |
Отклонение (+\-), % | ||
Здания, сооружения |
на 04г. |
3650 |
1517 |
0,42 |
-- |
на 05г. |
3768 |
1530 |
0,41 |
-2,4 | |
на 06г. |
3830 |
1552 |
0,41 |
- | |
на 07г. |
4020 |
1126 |
0,28 |
-31,7 | |
Машины, оборудование |
на 04г. |
7322 |
2600 |
0,36 |
-- |
на 05г. |
7550 |
2592 |
0,34 |
-5,6 | |
на 06г. |
7912 |
2577 |
0,33 |
-2,9 | |
на 07г. |
7234 |
1916 |
0,26 |
-21,2 | |
Транспорт |
на 04г. |
1940 |
1588 |
0,82 |
-- |
на 05г. |
1640 |
999 |
0,61 |
-25,6 | |
на 06г. |
1952 |
1119 |
0,57 |
-6,6 | |
на 07г. |
3410 |
872 |
0,26 |
-54,4 | |
Прочие |
на 04г. |
1435 |
444 |
0,31 |
-- |
на 05г. |
1498 |
527 |
0,35 |
+12,9 | |
на 06г. |
1434 |
562 |
0,39 |
+11,4 | |
на 07г. |
1176 |
482 |
0,41 |
+5,1 | |
ИТОГО |
на 04г. |
14347 |
6149 |
0,43 |
-- |
на 05г. |
14456 |
5648 |
0,39 |
-9,3 | |
на 06г. |
15128 |
5810 |
0,38 |
-2,6 | |
на 07г. |
15840 |
4396 |
0,28 |
-26,3 |
В таблице 2 представлен коэффициент износа основных средств ВК ЦГМ. Так Кизн. зданий и сооружений снижается, т.к. предприятие каждый год обновляет свои здания, проводит на них капитальный ремонт, который увеличивает их первоначальную стоимость. Такая же тенденция наблюдается и по машинам и оборудованию, Кизн снизился с 0,36 до 0,26. Существенно изменилось техническое состояния транспорта. Приобретение новых а\машин и списание старых привело к тому, что Кизн транспорта снизился с 0,82 до 0,26. Состояние прочих ОФ ухудшается. Это связано с тем, что предприятие очень мало приобретало основных фондов этой группы. Все эти факторы повлияли на общий Кизн, который снизился с 0,43 до 0,28. Это положительная тенденция, т.к. понижение данного коэффициента влечет за собой повышение годности основных фондов.
Для оценки годности ОФ рассчитывают коэффициент годности. (1)
Коэффициент годности ОФ предприятия на протяжении рассматриваемого периода повышается за исключением прочих ОФ. Приобретая новые ОФ ВК ЦГМ, следовательно, повышает их годность и отдачу, что и видно из таблицы. Прочие основные фонды предприятие за прошедший период приобретало не значительный объем, следовательно имеющиеся- постепенно изнашиваются, что и заметно по коэффициенту годности- он понизился с 0,69 до 0,56. Но, тем не менее, это не повлияло на повышение общего Кгод. Он увеличивается с каждым годом с 0,57 до 0,72.