Затраты предприятия к концу анализируемого периода имеют тенденцию понижаться (на 13,1%). На это повлияло снижение затрат на экологические услуги (на 14,7%) и на метеорологическую информацию (на 17,4%). Но в то же время предприятие увеличивает затраты по оказанию гидрологических услуг (на 20,2%). На это факт предприятию необходимо обратить внимание.
Таблица 23
Структура прибыли предприятия
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Отклонение (+\-), % | |||||
т.тенге |
% |
т.тенге |
% |
т.тенге |
% |
на 05г. |
на 06г. | |
Гидро |
134 |
18,6 |
180 |
11,2 |
195 |
4,2 |
+34,3 |
+8,3 |
Экология |
721 |
39,9 |
653 |
40,7 |
2107 |
44,9 |
-9,4 |
+222,7 |
Метео |
953 |
52,5 |
773 |
48,1 |
2388 |
50,9 |
-18,9 |
208,9 |
ИТОГО |
1808 |
100 |
1606 |
100 |
4690 |
100 |
-11,2 |
+192 |
Прибыль предприятия увеличивается к концу анализируемого времени на 192%. На это повлияло существенное увеличение прибыли за экологическую информацию (222,7%) и метеоданные (208,9%). За счет того что затраты по оказанию гидрологических услуг увелились на 20,2% отклонение прибыли в этом направлении составил всего +8,3%.
Затраты предприятия в 2005г. по сравнению с 2004г. возросли по всем направлениям. Заметное увеличение прослеживается по постоянным затратам на экологическую (29,9%) и метеорологическую (55,8) информацию. На это повлияло то, что на метеостанциях, лабораториях был произведен текущий ремонт зданий, оборудования. Но в 2006г. по этим направлениям заметно снижение затрат (переменных на 16,4% и 12,9% и постоянных 23,8% и 14,6% соответственно). Это положительный результат. Увеличение переменных и постоянных затрат по гидрологическим услугам связано также текущим ремонтом постов и увеличением времени для обработки информации.
После проведенного анализа можно приступить к анализу безубыточности деятельности ВК центра гидрометеорологии.
ВК центр гидрометеорологии оказывает услуги в 3х направлениях (гидрология, экология, метеорология). В каждом направлении услуги отличаются как объемом, так и стоимостью, поэтому невозможно вести учет деятельности ВК ЦГМ в количественном выражении. Следовательно, и точку безубыточности в деятельности ВК ЦГМ необходимо рассчитывать в стоимостном выражении формула (28).
Таблица 25
Критический объем оказанных услуг по гидрологии за 2004-2006гг.
Показатели |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Отклонение (+/-), % | |
на 2005г. |
на 2006г. | ||||
Постоянные затраты (т.тенге) |
121 |
134 |
175 |
+10 |
+30,6 |
Переменные затраты (т.тенге) |
1066 |
1076 |
1280 |
+0,9 |
+19 |
Доход от реализации (т.тенге) |
1321 |
1390 |
1650 |
+5,2 |
+18,7 |
Доля маржинального дохода в выручке (т.тенге) |
0,2 |
0,23 |
0,22 |
+15 |
-4,3 |
Критический объем продаж (т.тенге) |
605 |
583 |
795 |
-3,6 |
+36,4 |
Из таблицы 25 видно, что критический объем оказываемых услуг по гидрологии к концу анализируемого периода увеличился на 36,4% .На это повлияло увеличение постоянных затрат на 30,6% и переменных затрат на 19%. Увеличение критического объема негативно сказывается на деятельности предприятия т.к. в этом случае уменьшается запас финансовой прочности.
Критический объем услуг по экологии уменьшился в 2006г., по сравнению с 2005г., на 55,6%. На это повлиял тот факт, что предприятие снизило постоянные и переменные затраты по экологическим услугам на 11,2% и 15,2% соответственно и увеличился доход от реализации на 8,1%. Следовательно, в данном направлении деятельности ВК ЦГМ повысил свою зону безопасности.
Таблица 26
Критический объем оказанных услуг по экологии за 2004-2006гг.
Показатели |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Отклонение (+/-), % | |
на 2005г. |
на 2006г. | ||||
Постоянные затраты (т.тенге) |
548 |
712 |
632 |
+29,9 |
-11,2 |
Переменные затраты (т.тенге) |
5031 |
5435 |
4611 |
+8 |
-15,2 |
Доход от реализации (т.тенге) |
6300 |
6800 |
7350 |
+7,9 |
+8,1 |
Доля маржинального дохода в выручке (т.тенге) |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
-- |
+100 |
Критический объем продаж (т.тенге) |
2740 |
3560 |
1580 |
+29,9 |
-55,6 |