На третьем этапе реструктуризации осуществляется постановка системы мотивации персонала с целью стабилизации и дальнейшего роста рыночной стоимости компании.
Новая система бонусов для руководителей и сотрудников компаний является одной из основных составляющих всего метода EVA. При реструктуризации оргструктуры управления, как в выше приведенном примере, данная система бонусов приобретает особую актуальность, так как способствует стабилизации роста рыночной стоимости компании. Премия менеджера может быть записана как:
Премия = Абсолютное значение EVA + DEVA * k, при NPV> 0, (3.1)
где k — коэффициент пропорциональности
NPV- ЧП- чистая операционная прибыль за вычетом налогов, но до выплаты процентов.
С одной стороны, менеджерам дается понять, что они могут повысить свое благосостояние только путем создания большей стоимости для акционеров (и при этом они знают, что не существует никаких верхних границ для их компенсации). С другой стороны, вследствие того, что часть заработанного бонуса не выплачивается, а накапливается для покрытия возможной отрицательной динамики EVA (если это случается в какой-то из отчетных периодов), менеджер достаточно сильно на себе ощущает последствия снижения стоимости компании вследствие его недостаточной работы, что исключает краткосрочную мотивацию.
Ниже перечислены некоторые важнейшие принципы, лежащие в основе систем оценки результатов сотрудников компании ЗАО «Жилищный капитал» после внедрения данной системы мотивации:
1. Оценка результатов деятельности привязана к конкретной деловой единице.
2. Критерии оценки результатов увязаны с краткосрочными и долгосрочными целевыми нормативами.
3. При оценке результатов используются комбинированные финансовые и производственные критериями, основанные на ключевых факторах стоимости деловой единицы.
4. Выработка таких критериев оценки, которые могут служить первым сигналом тревоги.
Первейший принцип поощрения состоит в том, что он должно побуждать сотрудников на всех уровнях организации к созданию новой стоимости. Как показано в таблице 3.3 деятельность структурных единиц оценивается по комплексным показателям, которые отражают их уровень ответственности и контроля над ресурсами в организации.
Таблица 3.3
Соответствие критериев оценки управленческим функциям
Управленческие функции / Критерии оценки |
Прибыль для акционеров |
Экономическая прибыль |
Прибыль до уплаты % и налогов; использование капитала |
Отдельные оперативные факторы стоимости |
Генеральный директор |
да |
да |
нет |
нет |
Административный персонал |
да |
да |
нет |
да |
Руководитель деловой единицы |
нет |
да |
да |
нет |
Функциональный менеджер |
нет |
нет |
да |
да |
Прочие работники |
нет |
нет |
нет |
да |
После внедрения системы поощрений и оценки результатов, как составляющей модели EVA, имеет смысл проследить динамику изменения рыночной стоимости компании. Для этого следует рассчитать показатель экономической добавленной стоимости как для подразделений, так и для всей компании в целом, в различные промежутки времени. В конечном итоге, это покажет эффективность выбранной нами стратегии - повышение рыночной стоимости компании [9, c. 22].
На четвертом этапе реструктуризации ЗАО «Жилищный капитал» следует провести анализ дополнительных расходов, которые могут возникнуть в процессе реструктуризации. К таковым можно отнести:
- стоимость аудиторских и юридических услуг по анализу хозяйственных гражданско- правовых договоров;
- оплату специальных процедур;
- покупку и внедрение баз данных и.т.д.
На пятом этапе реструктуризации обсуждается проект предварительного варианта реструктуризации с собственниками бизнеса. Данная стадия является наиважнейшей по той простой причине, что именно на данной стадии должен решиться вопрос – нужна ли реструктуризация ЗАО «Жилищный капитал» вообще или можно обойтись без нее, а если нужно – то все ли важные вопросы и каверзные ситуации рассмотрены и учтены на проекте? На все эти вопросы могут ответить собственники компании на совместном обсуждении с внешними консультантами. В нашей ситуации инициаторами организации выступают собственники холдинга, и более того, собственниками была лично зафиксирована проблема в ходе работы компании. Поэтому собственники лично проследили за ходом подготовки процесса реструктуризации и с внесением некоторых корректировок по расходам на реструктуризацию утвердили проект реструктуризации .
Таким образом, предложенный в этой главе проект реструктуризации является утвержденным. Для реализации проекта в ближайшие сроки оформляется документация по его внедрению.
Заключительным этапом реструктуризации холдинга ЗАО «Жилищный капитал» является расчет эффективности данного проекта. Для наглядной оценки результатов составим сравнительную таблицу показателей (см. табл. 3.4) [3, c.169] .
Таблица 3.4
Расчет эффективности проекта реструктуризации
Показатель |
До реструктуризации |
После реструктуризации (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
Прибыль в абсолютном выражении,руб. |
64.425.000 |
75.127.000 |
Выручка от реализации, руб. |
153.016.000 |
184.440.000 |
Рентабельность продаж, % |
10,9 |
11 |
Рентабельность основной деятельности. |
9,0 |
9,7 |
Величина кредиторской задолженности руб. ,из которых - за товары, работы, услуги - по кредитам и займам |
2.191.120 357950 469.306 |
2.034.120 342224 298.672 |
Расходы всего, из которых - себестоимость - налоги - заработная плата и премии |
- 52.685.000 -23.304.000 1.209.000 |
-176.979.000 - 16.984.000 5.785.000 |
Численность персонала, чел. |
386 |
380 |