Исходя из таблицы 5, мы видим, что ни один из гипермаркетов не практикует индивидуальную работу с клиентами причина потери процента доли рынка может происходить по ряду причин:
· цена товаров у конкурентов ниже, чем в ЦТ "Радуга";
· не удобство для совершения покупок (отсутствие парковок для автомобилей, отсутствие тележек, отсутствие детских комнат, неудобное расположение товаров и прочее);
· рекламная политика;
· плохое обслуживание.
Рассмотрим цены на различные виды продуктов конкурентов ООО ЦТ "Радуга". Данный анализ позволит определить преимущества того или иного магазина. Все данные сведены в таблицу 6, цены представлены исходя из личного исследования.
Таблица 6 - Цены на различные виды продуктов, в рублях
Торговая сеть |
Цена, руб. | |||||
Хлеб "Станичный" |
Молоко "Простоквашино", 2,5%, 1л. |
Макароны "Макфа", 1уп. |
Колбаса вареная "Калинка", 1кг. |
Салат "Зимний", 1 кг. |
Бананы, 1кг. | |
ЦТ "Радуга" |
11,49 |
25 |
16,49 |
180 |
20 |
36 |
ГМ "Теорема" |
14 |
28 |
17 |
190 |
28 |
48 |
ГМ "Патерсон" |
11,88 |
25 |
17 |
182 |
22 |
36 |
ЦТ "НАШ Гипермаркет" |
15 |
21 |
15,39 |
181 |
19,9 |
36 |
Из приведенной таблицы видим, что цены на различные виды товаров в ЦТ "Радуга" ниже, чем у конкурентов. То есть потеря части клиентов происходит не по причине завышенных цен.
Все магазины ООО ЦТ "Радуга" оборудованы большими и удобными автопарковками, что позволяет оставить свой автомобиль на время совершения покупок. Во многих магазинах компании работают уютные детские комнаты. Компания периодически закупает тележки для продуктов, дефицита в них даже в часы пик не наблюдается. Все товары, представленные в ассортименте ЦТ "Радуга" расставлены таким образом, чтобы клиентам компании было удобно их выбирать.
Так как по данным исследования ООО ЦТ "Радуга" знают 99,7% жителей города, это позволяет сократить расходы на рекламу. Из способов рекламы компания использует только брошюры и пакеты с собственной символикой.
Как выяснилось выше, в компании существует проблема уменьшения доли рынка на 4% за 4 месяца за счет оттока клиентов к конкурентам. Исходя из анализа конкурентной среды мы делаем вывод, что цена на различные товары ниже, а в расположении магазинов, ассортименте товаров, наличии удобных парковок и прочего ООО ЦТ "Радуга" имеет преимущество, то необходимо проанализировать деятельность персонала в работе с клиентами, чтобы не оттолкнуть уже существующих клиентов компании и привлечь новых.
Сегодня компания включает -2385 вакансий. В целях выстраивания долгосрочных отношений с сотрудниками в Компании реализуется программа льгот и компенсаций, которая включает:
· персональную надбавку за стаж работы;
· предоставление служебного транспорта для доставки в вечернее время;
· возможность получения дополнительного образования за счет средств Компании или с частичной оплатой;
· обеды по льготным ценам;
· компенсацию за посещение спортивных и культурных мероприятий и прочее.
Компания поощряет новаторство, инициативу, лидерство, лояльность своих сотрудников.
"Мы уверены, что Ваш профессиональный, творческий труд с одной стороны, и наша забота о комфортных условиях работы – с другой, - достигнут хороших результатов, и наше сотрудничество будет долгим и взаимовыгодным" - лозунг ООО ЦТ "Радуга" в работе со своим персоналом.
Организационная структура Службы персонала ООО ЦТ "Радуга"
Отличительной особенностью предприятий торговли является высокий объем трудовых операций, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях отрасли.
В Службе Персонала ООО ЦТ "Радуга" фактически работают 49 человек. Организационная структура Службы персонала наглядно представлена в приложении В.
Служба персонала условно делится на:
1. Систему отбора/подбора, обучения и развития персонала (подчиняется Заместителю директора по персоналу и Директору по персоналу);
2. Кадровое делопроизводство, Учет персонала, систему организации труда и мотивации персонала (подчиняются непосредственно Директору по персоналу).
В свою очередь для удобства работы и правильного контроля эти системы делят на следующие отделы:
· Сектор подбора персонала;
· Сектор обучения и развития персонала;
· Сектор оценки персонала;
· Отдел кадров/сектор кадрового делопроизводства;
· Сектор учета персонала;
· Сектор организации и мотивации труда;
Так же непосредственно в подчинении у Директора по персоналу находятся:
· Ассистент директора по персоналу;
· Специалист по PR;
· Водитель легкового автомобиля;
· Инженер по охране труда.
При этом, служба персонала имеет следующие функции (Таблица 7):
Таблица 7 – Функции СП ООО ЦТ "Радуга"
Функция |
Обоснование функции |
Подбор персонала |
· открытие вакансии и оформление заявки на подбор; · распространение информации о вакансии; · размещение заказа на подбор у контрагентов (кадровое агентство, служба занятости); · поиск кандидатов; · организация и проведение интервью с кандидатами; · подготовка и формулирование предложения кандидату; · подготовка выхода нового сотрудника; · формирование и ведение базы данных контрагентов (кадровых агентств, служб занятости); · формирование и ведение базы данных о кандидатах. |
Обучение и развитие |
· первичная адаптация новых сотрудников; · проведение оценки сотрудников во время и после окончания испытательного срока; · адаптация к новой должности; · обучение "таинственных покупателей, кандидатов, поставщиков", специалистов по оценке ЕСКС. · обучение (стажировка) кандидатов на должности продавец, кассир, СПВТ, инспектор и другие должности (БП и специалисты); · планирование обучения; · организация обучения; · анализ эффективности обучения. · Формирование и развитие Кадрового резерва, Развитие карьеры; · Коучинг. |
Кадровое делопроизводство |
Оформление приема, перевода, увольнения по всем основаниям, оформление всех видов отпусков, больничных листов, медицинских полисов, страховых пенсионных свидетельств, кадровая статистика, справочная информация. |
Оценка персонала |
· оценка персонала "таинственными покупателями, кандидатами, поставщиками"; · оценка работы магазинов по соблюдению ЕСКС. · проведение центра оценки персонала для стажеров по Программе подготовки руководителей; · проведение конкурса для внутренних и внешних кандидатов на руководящие должности. · разработка моделей компетенций к должности, критериев оценки; · информирование сотрудников о действующей системе аттестации; · обучение по порядку проведения аттестации; · проведение аттестации. |
Организация и мотивация труда |
· Анализ действующей, разработка, внедрение, контроль исполнения, анализ эффективности системы стимулирования персонала Разработка документов, отражающих кадровую политику компании; · документирование структуры и содержания деятельности компании (Подготовка и внесение изменений в организационно-штатную расстановку и штатное расписание, Подготовка Положений об отделах, Подготовка должностных инструкций); · учет рабочего времени, анализ эффективности его использования; · установление и изменение окладов и компенсационных пакетов; · формирование бюджета по затратам на персонал и контроль его исполнения. |
Внутренний PR |
· формирование позитивного имиджа компании, как работодателя; · разработка стандартов компании по управлению персоналом; · информационная поддержка процессов и изменений , создание и распространение информационных буклетов (иных носителей информации). · предоставление информации для внутрикорпоративного сайта по вопросам, связанным с СУП; · поздравление сотрудников с праздниками и днем рождения; · организация корпоративных праздников; · организация поздравления контрагентов с праздниками; · организация и проведение соревнования (иных мероприятий) между подразделениями компании. |