E: Экологические факторы. Экологические факторы определяют сезонность потребления тех или иных товаров. Но так как маркетинговая деятельность компании продумана таким образом, чтобы продавать сезонные товары только в сезон их потребления и заменять их в зависимости от времени года, то экологические факторы влияют косвенно на розничную торговлю компании. Природные факторы, в том числе погода, влияют только на поставки продукции на склады. Но это влияние незначительно.
P: Политические факторы. Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие. С этой точки зрения ООО ЦТ "Радуга" необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики правительства и администрации г.Челябинска, таможенных тарифов и правил таможенного обслуживания, кредитной политики и ставок рефинансирования ЦБ РФ (организация неоднократно получала кредиты и собирается использовать данный источник привлечения заемных средств в дальнейшем), законодательства по защите прав потребителей.
На основе данных STEEP-анализа проведем EFAS-анализ для определения количественного влияния каждого фактора внешней среды на деятельность компании. Для этого построим таблицу 3.
Таблица 3 – Определение количественного влияния факторов внешней среды с помощью EFAS-анализа
Внешние факторы |
А: Вес |
Б: Оценка |
Взвешенная оценка (А*Б) |
Социальные факторы: - средний уровень з/п в отрасли; - повышение внимания к защите прав потребителей; - усиливающееся внимание потребителей к предоставлению услуг фирм сферы "Розничная торговля" в целом. |
0,47 |
7 |
3,29 |
Технологические факторы |
0,03 |
4 |
0,11 |
Экономические факторы: - инфляция; - налоговая ставка. |
0,21 |
4 |
0,84 |
Экологические факторы |
0,15 |
1 |
0,15 |
Политические факторы |
0,19 |
3 |
0,57 |
ИТОГО: |
1 |
4,96 |
Исходя из EFAS-анализа можно сделать вывод о том, что среда, окружающая компанию является нестабильной. Изменение одного из факторов приведет к изменению бизнес-процессов компании или к изменению ее положения на рынке розничной торговли.
Проанализировав влияние внешних факторов на деятельность ООО ЦТ "Радуга" мы выяснили, что наибольшее влияние оказывают на предприятие в целом социальные факторы, далее - экономические и политические факторы. Экологические и технологические факторы имеют косвенное влияние на деятельность ООО ЦТ "Радуга" (Рис. 7).
Для снижения негативного влияния угроз следует использовать сильные стороны. Контроль слабых сторон позволит не допустить их проявления в неблагоприятных внешних условиях.
SWOT – анализ
Далее проанализируем влияние внутренних факторов на деятельность ООО ЦТ "Радуга". Для этого будет использован такой инструмент стратегического менеджмента как анализ внешнего и внутреннего окружения методом "SWOT – анализа" (Приложение Б).
Рисунок 7 – Соотношение факторов, влияющих на ООО ЦТ "Радуга"
ООО ЦТ "Радуга" обладает рядом сильных преимуществ, как показал SWOT-анализ. Прежде всего - это положительный имидж компании, который был "заслужен" благодаря маркетинговой политике компании. Но существуют и слабые стороны, влияющие на деятельность компании не самым лучшим образом. Чтобы воспользоваться возможностями внешней среды, необходимо провести изменения для трансформации слабых сторон в сильные стороны предприятия. То есть для слабых сторон следует провести проектирование организационных изменений, которые позволят усовершенствовать деятельность компании.
Проанализируем динамику выручки компании за январь 2006г.- март 2007г., рассмотрев ее по месяцам (Рис.8).
Из диаграммы видно, что в зависимости от месяцев, где есть праздники выручка ЦТ "Радуга" изменяется. Самая высокая доля выручки приходится на декабрь 2007 года. Это связано с празднованием Нового Года и увеличением количества магазинов в сети компании. Спады идут в летнее время года. Это объясняется периодом отпусков и увлечением садоводством.
Так же в марте 2007 года наблюдается спад выручки от продаж. Так как появился новый конкурент компании – гипермаркет "НАШ Гипермаркет". В связи с большой рекламной компанией гипермаркета "НАШ Гипермаркет" некоторые клиенты ЦТ "Радуга" во время открытия совершали покупки в новом магазине. Так же еще одной причиной описанной ситуации является удобное расположение открывшегося гипермаркета (Тракторозаводской район, ближе к Центральному).
Рисунок 7 - Выручка ЦТ "Радуга" за январь 2005г.- апрель 2007г.
То есть идет отток клиентов ООО ЦТ "Радуга" в пользу нового конкурента на Челябинском рынке розничной торговли - гипермаркета "НАШ Гипермаркет", доля рынка у компании падает до 54%. Данные представлены в виде диаграммы (Рис. 8). Тогда как доля рынка в феврале 2007 года доля рынка ООО ЦТ "Радуга" составляла приблизительно 59%.
Чтобы определить конкретную причину оттока клиентов компании проанализируем влияние конкурентов на деятельность ЦТ "Радуга".
Анализ конкурентной среды ООО ЦТ "Радуга"
Анализ конкурентной среды является одной из основных методик, определяющих позицию фирмы на рынке.
Рисунок 8 – Динамика доли рынка ООО ЦТ "Радуга" с февраля по май 2007гг.
Проведем исследование, где рассмотрим основные действующие на рынке розничной торговли торговые сети города Челябинска. Это ЦТ "НАШ Гипермаркет", ГМ "Теорема", "Патерсон". Выделим основные, на наш взгляд, критерии оценки бизнеса: