В соответствии с учебным планом студенты специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)» всех форм обучения по дисциплине «Менеджмент» выполняют курсовую работу.
Курсовая работа – это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач в области менеджмента, привить навыки производства расчетов обоснования принимаемых решений, показать их умение самостоятельно и последовательно излагать результаты по изучаемым вопросам.
Курсовая работа выполняется на примере практических материалов конкретного торгового предприятия и сферы услуг. Кроме того, в ней должны найти отражение важнейшие решения государственных органов по вопросам развития рыночных отношений и совершенствования управления.
На основе глубокого изучения теоретических вопросов к избранной теме курсовой работы, анализа работы предприятий торговли и сферы услуг, студент должен показать позитивные и негативные моменты, выработать конкретные рекомендации с учетом проведенного анализа. В случае выявления недостатков в работе предприятия студенту следует на основе проделанного анализа внести адресные, практически приемлемые, экономически обоснованные предложения по их устранению, подкрепленные экономико-статистическими и другими расчетами.
Курсовая работа должна содержать иллюстративные материалы (схемы, чертежи, диаграммы, рисунки и т.п.). Курсовые работы, выполненные только на основе литературных источников, без привлечения практических материалов, не будут приниматься кафедрой.
Объем курсовой работы – 35-40 страниц машинописного текста.
Практика написания студентами курсовых работ показывает, что весь процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:
- выбор темы и согласование ее с преподавателем, читающим лекционный курс;
- составление плана;
- подбор литературы;
- изучение требований к оформлению работы;
- изучение подобранной литературы;
- написание работы;
- завершение работы и представление ее на кафедру;
- разработка тезисов доклада для защиты;
- защита работы.
Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа.
По курсу «Менеджмент» может быть предложена следующая тематика курсовых работ.
1. Основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе.
2. Основные положения концепции классической школы в управлении и их значение на современном этапе.
3. Основные положения школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе.
4. Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте.
5. Американская модель менеджмента.
6. Сущность японской модели менеджмента.
7. Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе.
8. Развитие менеджмента а России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности.
9. Формирование рыночного механизма управления в России.
10. Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности их формирования в России.
11. Организационные структуры управления и тенденции их развития.
12. Совершенствование организационных структур управления предприятием.
13. Проектирование организационных структур управления предприятием.
14. Организация будущего, ее основные черты и организационные структуры.
15. Организация как система управления.
16. Природа и классификация функций менеджмента, их содержание.
17. Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления на современном этапе.
18. Стратегическое планирование на предприятии в условиях рыночных отношений.
19. Бизнес-план и методика его разработки.
20. Мотивация трудовой деятельности персонала предприятия.
21. Система мотивации персонала на предприятии.
22. Сравнительная характеристика процессуальных и содержательных теорий мотивации.
23. Мотивация как функция управления.
24. Контроль как функция управления.
25. Методы управления и их мотивационная направленность.
26. Экономические методы управления предприятием и их развития в рыночных отношениях.
27. Социально-психологические методы управления предприятием и их значение на современном этапе.
28. Руководитель (менеджер) в процессе принятия и реализации управленческих решений.
29. Формы власти и влияния, особенности их реализации в современных условиях.
30. Менеджер в системе управления, его имидж и стили управления.
31. Стиль и эффективность руководства.
32. Стиль и культура руководства на предприятии.
33. Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления.
34. Личность в системе управления предприятием.
35. Конфликты в управлении предприятием.
36. Управление изменениями в организации.
37. Организационная культура на предприятии.
38. Эффективность менеджмента и пути ее повышения.
39. Организация управленческого труда в офисе.
40. Кадровая политика предприятия и пути ее совершенствования.
41. Управление персоналом в условиях рыночной экономики.
42. Управление трудовой карьерой менеджера на предприятии.
43. Диагностика профессиональной пригодности персонала предприятия.
44. Планирование личной работы менеджера предприятия.
45. Оценка деловых качеств менеджера предприятия.
46. Цель и ее роль в процессе менеджмента.
47. Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации.
48. Сравнительная характеристика содержательных теорий мотивации.
49. Кадры и их роль в системе менеджмента.
50. Этика предпринимательской деятельности и деловых контактов.
51. Управление стрессами на предприятии
52. Организационно-распорядительные методы управления предприятием.
Тематика курсовых работ охватывает основные вопросы курса. При выборе и назначении темы предусматривается, чтобы курсовая работа могла быть выполнена студентами в установленный срок и на высоком теоретическом уровне при достаточно глубоком использовании конкретного практического материала торговых предприятий. Выполнение курсовой работы предусмотрено в течение учебного семестра. Выбор и назначение тем должны быть согласованы с преподавателем, ведущим лекционный курс. С преподавателем - научным руководителем работы – студент уточняет план курсовой работы, экономическую и управленческую литературу, источники получения статистических данных, фактических материалов, методы исследования, определяет сроки выполнения работы, оформляет задание на курсовую работу.
Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно, с учетом его интересов. Она должна быть достаточно актуальной, раскрывать современное состояние и перспективы развития теории и практики менеджмента, а также соответствовать специальности обучения. Студентам заочной формы обучения целесообразно выбирать темы, связанные с их практической деятельностью, а студентам очной формы обучения – с избранной специальностью.