Рассмотрим непосредственно мотивационную шкалу женского бизнеса [10]: Самореализация - 40%
Интерес - 35%
Материальная надежность, деньги - 30%
Забота о тех, кто рядом - 25%
Профессиональный рост - 20%
Самоутверждение - 15%
Ведущими мотивами у женщин являются мотивы самореализации и интереса. Это означает, что реализация себя в деле и возможность проверить собственные силы вместе с материальной заинтересованностью являются главными целями женского бизнеса в России. Скромную позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей занимает мотив самоутверждения.
Материальный интерес всегда соперничает во внутренней структуре с личностными мотивами и если побеждает, то лишь при обострении страха за финансовое благополучие тех, кто рядом.
Женская мотивация в большей степени, нежели у мужчин, подвижна и меняется под влиянием определенных факторов: состояния фирмы, состава команды, финансового давления, самооценки, представления о степени реализации целей и т.п. Однако деньги, интерес и самореализация - повторяющиеся стимулы, которые стоят на первых местах и всегда взаимосвязаны [10].
На основе анализа женского предпринимательства можно выявить основные ценностные ориентиры для женщин. Они приведены в таблице 2 [6].
Из косвенных данных видно, что наиболее актуальной для женщин-предпринимателей является потребность в самореализации и активной деятельной жизни, которая и мотивирует приоритет работы в системе ценностей. Вероятно, предпринимателями становятся преимущественно те женщины, которые выбирают в качестве приоритетного над семьей и личной жизнью именно этот "путь" самореализации - работу, карьеру, бизнес.
Сверхзначимость работы для женщин-предпринимателей подтверждается также рядом косвенных показателей.
Таблица 2. Сравнительный рейтинг ведущих ценностей различных категорий населения (ранги)
Женщины-предприниматели |
Женщины-госслужащие |
Бизнесмены |
Общая выборка (бизнесмены, безработные, госслужащие, военные, пенсионеры, студенты .) |
1-работа |
1-здоровье |
1-здоровье |
1-здоровье |
2-семья |
2-семья |
2-свобода |
2-семья |
3-активная жизнь |
3-любовь |
3-семья |
3-материальная обеспеченность |
4-здоровье |
4-уверенность в себе |
4-работа |
4-любовь |
5-любовь |
5-материальная обеспеченность |
5-любовь |
5-свобода |
6.5-материальная обеспеченность и уверенность в себе |
6-мудрость |
6.5-мудрость и материальная обеспеченность |
6-друзья |
7-друзья |
7-работа |
Работа является наиболее значимой сферой их жизни (Таблица 3), более значимой, чем семья (2-е место). Высокий ранг имеет и самореализация (3-е место), возможности которой женщины-предприниматели видят преимущественно в бизнесе и саморазвитии. Эти три названные сферы сохраняют свои ранги и в ранжировании по распределению времени.
Таблица 3. Ранжирование сфер жизни женщинами-предпринимателями по степени значимости и распределению времени [13].
Ранжирование по значимости |
Средние ранги |
Ранг |
Средние ранги |
Ранжирование по распределению времени |
Работа |
1.5 |
1 |
1.2 |
Работа |
Семья |
2.5 |
2 |
2.8 |
Семья |
Самореализация |
3.2 |
3 |
3.9 |
Самореализация |
Здоровье |
4.1 |
4 |
4.9 |
Дом |
Внешность, друзья |
5.5 |
5 |
5.1 |
Внешность |
Дом |
6.1 |
6 |
5.4 |
Здоровье |
Досуг |
6.8 |
7 |
5.7 |
Друзья |
92% опрошенных женщин добровольно или вынужденно подчиняют свои личные интересы работе. Характеристики, связанные с работой и организацией дела, имеют особую субъективную значимость в оценке женщинами-предпринимателями себя и в формировании идеального образа деловой женщины.
Таким образом, основную и регулирующую роль в ценностно-ориентационной сфере женщин-предпринимателей играет работа, которая мотивирована потребностью в самореализации и активной жизни. Выдвижение работы на ведущую позицию в системе ценностных ориентаций определяет специфику направленности личности женщин-предпринимателей. В отличие от мужчин-предпринимателей, не все женщины-предприниматели с готовностью признают за собой роль предпринимателя и делового человека, несмотря на то, что фактически ее выполняют: только 3% принимают ее безоговорочно; 36.4% - частично; 54.6% - в некоторой степени. Связано это, по их мнению, прежде всего с нежелательными социально-психологическими последствиями, которые несет выполнение этой роли для традиционных сфер жизни женщины.