рефераты по менеджменту

Анализ гендерной проблемы в управлении

Страница
10

По данным Госкомстата РФ, на конец ноября 2007 года всего занятых в экономике – 70813 человек. Из них мужчин – 35702, а женщин, соответственно – 35111. Из них руководителей-мужчин – 3205, а руководителей-женщин – 2068. Это свидетельствует о том, что при приблизительно равном количестве мужчин и женщин в Российской экономике, количество руководителей-мужчин явно больше, чем руководителей-женщин.

При этом наибольшее количество женщин - это специалисты высшего уровня квалификации в области образования – 2305, прочие специалисты высшего уровня квалификации – 3765, работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности – 2627,и самое большое количество - это продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды – 4274. Это означает, что в России женщины-менеджеры есть, но их еще не достаточно. Женщинам предписывают выполнять типично женские виды деятельности.

Сегодня число женщин, участвующих в предпринимательской деятельности и бизнесе, растет. Намечается процесс постепенного проникновения женщин в новые сегменты рыночной экономики - перехода от руководства государственными предприятиями к руководству частными фирмами. То, что эта гипотеза строится на реальной динамике рынка труда, подтверждают данные социологов, проводивших анализ источников пополнения руководителей новых экономических предприятий [12].

По месту жительства более благоприятными для организации бизнеса являются крупные города, хотя в последние годы увеличилось движение в провинции. В регионах женское предпринимательство развивается динамичнее мужского (преимущественно в малом бизнесе) и превышает последнее по темпам роста в 1,3-1,5 раза, что соответствует общемировым тенденциям [12].

По оценкам специалистов Института социологии РАН, женщины-менеджеры в России в настоящее время возглавляют или входят в состав руководства примерно 30% бизнес-организаций (предприятия малого и среднего бизнеса). По этому показателю мы несколько отстаем от индустриальных стран, хотя опережаем Южную и Восточную Азию.

Так, например, в США сегодня женщинам принадлежит более 50% денег, обращающихся в стране, 57% ценных бумаг. По данным бюро статистики Министерства труда США женщины занимают почти 35% из 1260000 руководящих постов в различных организациях. По результатам исследований фирмы "Haidrick and Straggles" 83% женщин-руководителей в 500 крупнейших компаниях из списков "Fortune" и "Service" занимают посты вице-президентов и выше. Примерно одну треть новых миллионеров США составили молодые женщины-предпринимательницы.

В сопоставимых с Россией странах Центральной и Восточной Европы женщины владеют более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% обучающихся, около 25% жен в семьях с двумя работающими зарабатывают больше мужей [9].

Однако и в российском бизнесе есть свои исключения.

В рейтинге самых успешных и деловых женщин присутствует, например, член совета директоров и владелица 18,4 процента акций ОАО "Лебедянский" (соки "Я", "Тонус", "Фруктовый сад") Ольга Белявцева. Ее состояние оценивается в 300 миллионов долларов. Или совладелица девелоперской компании "Декра-Групп" Наталья Мироненко (350 миллионов долларов), заместитель председателя правления газовой компании "Новатэк" Татьяна Кузнецова (340 миллионов долларов), главный бухгалтеру компании "ЛУКОЙЛ" Любовь Хоба (240 миллионов долларов). Это исследование выявило любопытную закономерность. Оказывается, можно считать развенчанным миф, будто к успеху больше предрасположены провинциалы, приехавшие в Москву, нежели коренные москвичи. Из 40 женщин 19 являются коренными москвичками (47,5 процента). Доминирование столичных жителей налицо [19].

"Я думаю, Россия, вопреки распространенному мнению, что в целом бизнес в нашей стране не для женщин, - один из лидеров среди стран по количеству женщин - руководителей среднего звена, предпринимателей малого и среднего бизнеса", - говорит глава офиса Andersen Legal в Петербурге, партнер компании Ольга Литвинова.

Анализируя приведенные данные, можно заметить, что в настоящее время представительницы слабого пола активно осваивают не только отрасли, традиционно считавшиеся женскими: торговля, сфера услуг, медицина, но и типично мужские сектора, как машиностроение, связь, бизнес и другие. В этом случае они, как правило, занимают вторые позиции в фирме, принимая на себя всю тяжесть управления внутренней жизнью организации.

Препятствия для женского менеджмента

В России принцип равноправия и равных возможностей закреплен в п.3 ст.19 Конституции РФ: "Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". К сожалению, это положение зачастую не подкреплено практикой. Сферы приложения женского труда исторически были весьма ограничены, вековой опыт руководства домашними делами укрепил понимание "женщины-менеджера" только на уровне семейной экономики [8].

На сегодняшний день во многих странах всё больше женщин занимают уверенные позиции в бизнесе, возглавляют корпорации, холдинги, идут в политику. Однако такое явление, как использование женского труда в управлении, остаётся для российских условий по-прежнему непривычным. Сдерживающим фактором в завоевании женщинами высших руководящих постов на предприятиях и фирмах являются особенности российской экономической жизни и деловой культуры.

На основании анализа литературы можно выделить две группы факторов, препятствующих выбору нетрадиционной профессиональной карьеры (к которой относятся менеджмент, участие в различных группах бизнес-слоя): внутренние и внешние. Внутреннее и внешнее влияние на выбор карьеры женщин рассматривается в контексте гендерных предубеждений. Гендерные предубеждения включают в себя любые факторы, которые ограничивают выбор и развитие карьеры исключительно на том основании, является ли человек мужчиной или женщиной.

К внешним факторам, которые объединяются факторами окружающей среды — экономическими, социальными, образовательными и политическими, относится гендерная социализация и институциональный сексизм (дискриминация по признаку пола). Эти внешние факторы влияют и взаимодействуют с внутренними факторами [2].

- Институциональный сексизм.

Основанная на гендере дискриминация институциализирована в политическую, экономическую, образовательную, законодательную, профессиональную и религиозную сферы. Социальное влияние окружающей среды на женщин характеризуется тремя особенностями. Во-первых, считается, что женщины не так ценны и не так компетентны, как мужчины ("женщины не могут"). Во-вторых, не принято, чтобы женщины продолжали традиционную "мужскую" карьеру в традиционных для мужчин профессиональных сферах (т. е. "женщины не должны"). В-третьих, даже если женщины компетентны и действительно развивают свою карьеру в нетрадиционной сфере, они могут не получить соответствующего вознаграждения, более того, могут быть даже "наказаны" (например, отсутствием детей и семьи, разводом, одиночеством). Эти скрытые и явные барьеры становятся препятствием для выбора, освоения и развития карьеры в нетрадиционных профессиональных сферах, к которым относится менеджмент в экономике и политике на разных уровнях, предпринимательство.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту