Два года подряд журнал Fortune объявляет ее самой влиятельной женщиной в американском бизнесе. Сама Индра из своей бизнес-стратегии секрета не делает.
Она сформулировала пять принципов, благодаря которым ей удается всегда быть на высоте. Вот они:
1. Деньги, престиж или власть – не самоцель. Считать себя успешным может лишь человек, который посвятил свою жизнь тому, что он больше всего любит, что ему по-настоящему интересно.
2. Необходимо с самого раннего возраста поставить себе высокие цели. И не размениваться по пустякам.
3. Учиться надо всю жизнь, независимо от возраста. При этом важно обращать внимание не только на теоретические знания, но и на практический опыт - Индра Нуйи до сих пор минимум полдня в неделю ходит по гастрономам, чтобы лучше ориентироваться в конъюнктуре и в настроениях покупателей.
4. Необходимо открытое творческое взаимодействие с людьми других культур, что составляет основу американского общества. Индра Нуйи уподобляет представителей пяти материков, живущих в США, пяти пальцам одной руки.
5. Три главные опоры в жизни – семья, друзья и вера. Сталкиваясь с непростыми жизненными обстоятельствами, Нуйи в первую очередь обращается к религии, и это ей помогает.
На работе она предельно демократична, что притягивает к ней коллег. По офису ходит босиком. На корпоративные вечеринки приходит в сари, и не просто воодушевленно, на хорошо поет, припоминая игру в школьной рок-группе. Любит танцевать. И проводит танцевальные конкурсы, поскольку в компании, производящей низкокалорийные напитки и продукты, сотрудникам следует поддерживать хорошую физическую форму. К тому же она страстная болельщица, может часами смотреть видеозаписи игр своего любимого баскетболиста Майкла Джордана.
Среди ее друзей есть и весьма важные персоны. Например, госсекретарь США Генри Киссинджер, "отец" челночной дипломатии. За то, что она через каждые 15 минут, где бы ни находилась и что бы ни делала, проверяет в мобильнике электронную почту, он прозвал ее "одержимым нью-йоркским перпетум-мобиле", хоть живет она и не в Нью-Йорке, а в Гринвиче, штат Коннектикут.
В 2006 году генеральный директор PepsiCo заработала $6 230 366. Конечно, ее доходы растут, поскольку растут доходы возглавляемой ей компании, которая по объему капитализации достигла $106 млрд. и наконец-то оставила позади своего извечного соперника – компанию Coca-Cola. Всего с начала работы Нуйи в PepsiCo стоимость акций компании увеличилась в 2,5 раза.
Одним из мотивов назначения Индры Нуйи на столь высокий пост, хотя и не главным, были существенные трудности со сбытом продукции в Индии, где ряд штатов ввел ограничение на продажу напитков как PepsiCo, так и Coca-Cola. Попытка сыграть на патриотических чувствах индийских правительственных чиновников дала положительные результаты: в стране с миллиардным населением PepsiCo обошла кока-колу, и дистанция между ними постоянно увеличивается.
Помимо своей основной деятельности Индра Нуйи состоит в консультативном совете Йельского университета, в попечительских советах Международного комитета спасения, борющегося против расовой дискриминации, и Линкольновского центра современного искусства. Не чужда и политики – в 2004 году перечислила $27 тыс. в фонд Джона Керри, баллотировавшегося в президенты США. Выборы, как известно, он проиграл. Но Индра не очень расстроилась. Ведь для нее большая политика – это мировая экспансия компании PepsiCo, а тут Индра Нуйи не знает поражений.
Заключение
Расхожее мнение, что семья, дом, дети - это лучший выбор для женщины, звучит сегодня несколько архаично. Если в древности женщины смотрели за домом, как более слабые, а мужчины гоняли крокодилов по болотам, как более сильные, то в современном обществе возможностей у тех и других стало гораздо больше.
Самый большой процент женщин руководителей сегодня в Швеции, порядка 36 -37 %, все остальные страны не на много отстали – это 29 -30%, в том числе и Россия. Что касается российских компаний, то руководителей- женщин здесь на 30% меньше, чем руководителей-мужчин.
Но, не смотря на такой прорыв, сегодня, в XXI веке, всё ещё принято различать гендерные характеристики бизнеса. Конечно, здесь речь идет не просто о физиологических особенностях мужчин и женщин, не о привычках или своеобразии воспитания, здесь говорят о состоянии ума, который в современных условиях имеет все шансы на своё проявление и самовыражение.
Общественный уклад и национальные традиции накладывают свой отпечаток на личность. И как результат, у представителей каждого пола свои приоритеты.
Мужчина как участник бизнес процесса имеет цель в бизнесе – это успех. Ему важен результат. Что касается женщин, то им в бизнесе важнее всего сам процесс.
От женщины в бизнес процессе требуется максимум ответственности, решительности, по большому счету в каких-то вопросах она должна быть мужчиной, а дома все хотят ее видеть белой и пушистой. От мужчины наоборот не требуется смены социальных ролей. Он везде может быть одинаковым.
Женщины в управлении демонстрируют высокий мотивационный уровень своей деятельности. Рассматривая в работе ценностные ориентации женщин-менеджеров, было установлено, что их мотивы весьма разнообразны. Ведущими у женщин являются мотивы самореализации и интереса. Они не демонстрируют выраженной ориентации на материальные выгоды. Достаток дает им возможность удовлетворять личные потребности, но не более того.
Снижают эффективность управления следующие черты характера: мягкость характера, трудность в наказании за ошибки, эмоциональность, сниженный потенциал риска. Но существуют и ограничения, которые свойственны всем менеджерам вообще, независимо от пола. Это говорит о нецелесообразности жесткого разграничения в менеджменте мужских и женских составляющих, о том, что успешный менеджмент не имеет половой специфики и определяется реальным социально-экономическим положением предприятия.
Россия сегодня занимает одно из лидирующих мест в мире по доле женщин-руководителей бизнеса.
И если деловые женщины выходят на новые позиции в управлении, то здесь уже необходимы профессионализм и психологическая готовность, и этому могут способствовать условия для ускорения адаптации и продвижения руководителей-женщин. К ним относятся социально-экономические и политические преобразования, способствующие развитию управленческой деятельности:
1) Специальные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей-женщин;
2) Поддержка деятельности женских общественных организаций;
3) Контроль за соблюдением законодательства о правах и гарантиях женщин и другие.
Всё вышесказанное лишний раз доказывает, как минимум, то, что мы ещё очень мало знаем об особенностях женского менеджмента и склонны к стереотипам в восприятии возможностей женщин в управлении. Результаты курсовой работы весьма показательны и заставляют пересмотреть некоторые традиционные представления об особенностях женского управления. Согласно