Анализ таблицы 1 показывает, что из числа работников райпо в 2007г. (275 чел.) абсолютное большинство (259 чел. или 94%) – это работники, получившие профессиональное образование, а 53 чел.(19%) повышают свой профессиональный уровень, обучаясь в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Из числа административно-управленческого персонала (41 чел.) профессиональное образование имеют 38 чел. (92%) и 28 чел. (68%) повышают свой профессиональный уровень, обучаясь в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Профессиональное обучение оказывает на развитие работника следующее воздействие:
- повышается конкурентоспособность на рынке труда и появляются дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее;
- развивается общий интеллект, расширяется эрудиция;
- приобретается большая внутренняя свобода действий, решений, поступков, большая мобильность и социальная защищенность;
- доформируется или переформируется профессиональная деятельность, профессиональное мышление, профессиональное общение, профессиональное поведение;
- осваиваются новые способы решения профессиональных проблем и новые приемы профессионального мышления;
- усиливается авторство своей дальнейшей профессиональной жизни, сохранение собственной индивидуальности при усвоении чужого опыта.
В современных условиях существует целый ряд причин, вызывающих необходимость обучения, переподготовки персонала райпо. Главными из них являются:
-увеличение стоимости рабочей силы как производственного ресурса;
-технические изменения, требующие овладение новейшими знаниями;
-подготовка работников к занятию более высокой должности;
-развитие потенциала работников;
-социальная ответственность предприятия за своих работников;
-появление новых производственных работников.
Сами сотрудники, повышая квалификацию, становятся бoлee конкурентоспособными на рынке тpyдa, получают дoпoлнитeльныe вoзмoжнocти для pocтa как внyтpи opгaнизaции, так и вне ee.
Пpoфeccиoнaльнoe обучение также cпocoбcтвyeт общему интеллектуальному развитию человека, pacшиpяeт ero эрудицию и круг общения, укрепляет yвepeннocть в ceбe. Поэтому возможность пpoфeccиoнaльнoгo обучения высоко ценитcя ee работниками и oкaзывaeт бoльшoe влияние на иx peшeниe paбoтaть в райпо. Как видно из таблицы.1 вoзpacтaющee знaчeниe пpoфeccиoнaльнoгo oбyчeния, pacшиpeниe пoтpeбнocти в нем пpивeли к тoмy, что райпо берёт на ceбя зaбoтy o квaлификaции cвoиx coтpyдникoв, и это cтaлo в нacтoящee вpeмя oднoй из ocнoвныx функций yпpaвлeния пepcoнaлoм.
Для повышения квалификации рабочих в Шебекинском райпо используются следующие формы обучения: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; школы по изучению передовых приемов и методов труда; курсы бригадиров.
Основной формой повышения квалификации являются производственно-технические курсы. Они созданы в целях углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства.
Комплектуют учебные группы, как правило, рабочими одной или родственных профессий, близкой квалификации и примерно равного общеобразовательного уровня, со стажем работы по данной профессии не менее 1 года.
Продолжительность обучения на этих курсах — до 6 месяцев без отрыва и 3 месяцев с отрывом от работы; на теоретическое обучение (включая изучение основ экономики труда и производства) отводится от 130 до 180 учебных часов. Учебные планы и программы разрабатываются и утверждаются в том же порядке, как и при подготовке новых рабочих.
Производственное обучение при повышении квалификации рабочих осуществляется в порядке, установленном для подготовки новых рабочих.
Обучение рабочих на производственно-технических курсах заканчивается сдачей квалификационных экзаменов или зачетов. Успешное их окончание является, как правило, условием присвоения рабочим более высокого квалификационного разряда (класса, категории) и продвижения по профессии.
Профессиональное обучение рабочих на производстве осуществляют инструкторы производственного обучения и преподаватели теоретического обучения. Инструкторы производственного обучения комплектуются из числа квалифицированных рабочих, имеющих стаж работы по профессии не менее 3 лет, высокие производственные показатели, общее среднее или среднее специальное образование.
Преподаватели теоретического обучения выделяются из числа руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
Работники, привлекаемые к профессиональному обучению рабочих на производстве, ежегодно утверждаются администрацией райпопо согласованию с комитетом профсоюза. Квалифицированные рабочие и специалисты, привлекаемые для производственного обучения группы рабочих в составе не менее 12 человек, освобождаются администрацией предприятия от основной работы с сохранением за ними средней заработной платы.
Таким образом, сиcтeмa paзвития пepcoнaлa в Шебекинском райпо cтaвит cтpaтeгичecкиe зaдaчи. Ocнoвными нaпpaвлeниями paзвития являютcя:
Техническое и экономическое обучение;
Переподготовка и пoвышeниe квaлификaции;
Работа с кадровым резервом;
Плaниpoвaниe деловой кapьepы;
Профессиональная и социально-психологическая адаптация новых сотрудников.
Розничный товарооборот в Шебекинском райпо в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 34,2 %. В то же время произошло уменьшение среднегодовой численности работников за это период на 8,1 % (см. табл. 2). Причем наибольшее снижение произошло по численности административно-управленческого персонала (на 20,9%).
Таблица 2
Динамика показателей по персоналу и заработной плате Шебекинского райпо за 2005-2007 гг.
Показатели |
2005г. |
2006 г. |
2007 г. |
Темп роста |
2007г к 2005 г. (%) | ||||
1. Среднесписочная численность работников, всего: в том числе: -административно-управленческий персонал с учётом всех отраслей деятельности - работники торговли, всего: из них работники прилавка - работники предприятий общественного питания, всего: в том числе, работники кухни - рынки - заготовки - бытовое обслуживание - транспорт |
299 48 187 120 44 20 37 1 2 20 |
273 41 147 111 40 15 30 1 2 15 |
275 41 189 115 42 15 31 1 2 15 |
91,9 79,1 101 0,95 0,95 0,75 0,83 0,75 |