Кадровая политика — это:
1) система правил и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящие человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда, все мероприятия по работе с кадрами должны заранее планироваться и согласовываться с общим пониманием целей и задач организации);
2) набор конкретных правил, положений и ограничений во взаимоотношениях людей и организации.
Основной целью кадровой политики является своевременное обеспечение организации персоналом требуемого профессионального уровня и необходимой численности. Другими ее целями можно считать:
- обеспечение условий реализации предусмотренных трудовым законодательством прав и обязанностей граждан (соблюдение Конституционных прав и обязанностей граждан в трудовой области, соблюдение положений законов о труде и профессиональных союзах, Трудового Кодекса, типовых правил внутреннего распорядка и других документов, принятых высшими органами по этому вопросу);
- рациональное использование кадрового потенциала;
- формирование и поддержание эффективной работы трудовых коллективов;
- разработка принципов организации трудового процесса;
- разработка критериев и методов подбора персонала, отбора, обучения, расстановки и других работ с кадрами;
- разработка теории управления персоналом и т.д.
- это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.
Кадровая политика неразрывно связана с методологией и концепцией управления персоналом, исходит из их теоретических требований, интегрирует управленческие знания, накопленный прошлый и настоящий отечественный и зарубежный практический опыт работы с персоналом [14].
Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) — специфический набор кадровых мероприятий, основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного кадрового потенциала, типа кадровой политики и формализованных в единую систему для достижения поставленных целей.
Основной целью кадровой стратегии является разработка взаимосвязанных механизмов работы с персоналом, позволяющих повышать и активизировать трудовой потенциал работников сообразно потребностям организации и требованиям, исходящим извне.
Взаимозависимость кадровой стратегии от кадровой политики весьма существенна. Так, кадровую политику можно рассматривать как некую статичную «правовую» среду, на основе которой формируется кадровая стратегия.
Симбиоз политики и стратегии является основой системы управления персоналом, которая призвана решать кадровые и управленческие задачи, основными из которых являются:
-обеспечение организации рабочей силой (планирование, отбор, найм),
-расстановка, обучение и развитие работников,
- профориентация и переподготовка,
- организация продвижения по службе,
- мотивация персонала и оплата труда,
- увольнение (высвобождение) кадров,
- организация и использование персонала.
Система управления персоналом включает подсистему общего линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций (рис.1) [19 с.64].
Подсистема общего и линейного руководства - подсистема, осуществляющая управление организацией в целом, отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции подсистемы общего и линейного руководства выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера и бригадиры.
Подсистема планирования и маркетинга персонала- подсистема, осуществляющая:
- разработку кадровой политики и стратегии управления персоналом;
- анализ кадрового потенциала и рынка труда;
- кадровое планирование;
- планирование и прогнозирование потребности в персонале;
- связь с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.
Рис.1. Состав системы управления персоналом организации
Подсистема трудовых отношений- подсистема:
- регулирующая групповые и личностные взаимоотношения;
- проводящая социально-психологическую диагностику;
- контролирующая соблюдение этических норм взаимоотношений;
- управляющая взаимодействием с профсоюзами.
Подсистема найма и учета персонала- подсистема, организующая [29]:
- наем персонала;
- учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала;
- профессиональную ориентацию и рациональное использование персонала;
- управление занятостью;
- делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом - создание условий для осуществления работы с документами, обращающимися в системе управления персоналом, в рамках полного цикла обработки и движения документов с момента их создания (или получения) работниками кадровой службы до завершения исполнения и передачи в другие подразделения.
Подсистема условий труда- подсистема, отвечающая за:
- соблюдение требований психофизиологии, эргономики труда, требований технической эстетики;
- охрану труда и окружающей среды;
- военизированную охрану организации и отдельных должностных лиц.
Подсистема развития персонала- подсистема, отвечающая за [34[:
- обучение, переподготовку и повышение квалификации;
- введение в должность и адаптацию новых работников;
- оценку кандидатов на вакантную должность;
- текущую периодическую оценку кадров;
- организацию рационализаторской и изобретательской деятельности;
- реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения;
- организацию работы с кадровым резервом.
Подсистема мотивации поведения персонала - подсистема, отвечающая за:
- управление мотивацией трудового поведения;
- нормирование и тарификацию трудового процесса;
- разработку систем оплаты труда;
- разработку форм участия персонала в прибылях и капитале;
- разработку форм морального поощрения персонала;
- организацию нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.
Подсистема социального развития- подсистема, осуществляющая:
- организацию общественного питания;
- управление жилищно-бытовым обслуживанием;
- развитие культуры и физическое воспитание,
- обеспечение охраны здоровья и отдыха;
- обеспечение детскими учреждениями;
- управление социальными конфликтами и стрессами;
- организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления;
- организацию социального страхования.
Подсистема развития организационных структур управления- подсистема, отвечающая за [36]:
- анализ сложившейся оргструктуры управления;
- проектирование новой оргструктуры управления;
- разработку штатного расписания;
- формирование новой оргструктуры управления;
Подсистема правового обеспеченияосуществляющая: