Мы полагаем целесообразным проведение следующих мероприятий:
– определение ценовой «опоры» – достоверного конъюнктурного уровня цен;
– жесткая ориентация издержек производства и цен предложения на конъюнктурные цены, достижение стабильности цен предложения (в среднем каждый препарат изменил цену в течение года 7 – 8 раз);
– установление привлекательной системы ценовых скидок в зависимости от характера покупаемой продукции, объема закупки, сроков платежей;
– разработка специальных ценовых программ для ценовой поддержки новых препаратов в период их внедрения на рынок;
– разработка мероприятий по удержанию достигнутых ценовых позиций и пресечению демпинга;
– определение системы ценовых предпочтений для региональных дистрибьюторов;
– избежание косвенного удорожания продукции (введение НДС привело к росту отпускных цен как минимум на 10%, что при высоком уровне конкуренции чувствительно сказывается на объемах экспортных поставок);
– непосредственное снижение себестоимости продукции за счет совершенствования производства и сокращение внутренних затрат.
Данная мера (снижение себестоимости продукции) и является нашим предложением в контексте разработки внешнеэкономической стратегии РУП «Белмедпрепараты», на которой мы остановимся далее более подробно.
Оценив конкурентную среду РУП «Белмедпрепараты», сильные и слабые стороны самого предприятия, можно сделать вывод, что иметь меньшие издержки производства и отличаться от конкурентов довольно актульно, т. к. не вся продукция предприятия конкурентна по цене и совсем небольшая часть ее конкурентна по качеству, которое должно соответствовать международным стандартам для завоевания новых зарубежных рынков сбыта.
Из анализа видно, что государственная политика двояко влияет на формирование отпускных цен лекарственных средств, производимых отечественными предприятиями. С одной стороны, оно поддерживает местных производителей путем осуществления постоянных государственных закупок, финансового стимулирования и т.п. Но с другой стороны, политика государственного регулирования (в данном случае, установление верхнего лимита) цен на лекарственные средства, в том числе на жизненно-важные лекарственные средства, приводит к тому, что рентабельность производства многих данных препаратов (а они составляют более половины номенклатуры производимой продукции РУП «Белмедпрепараты») не превышает 2–3%, а зачастую предприятие осуществляет их производство себе в убыток.
Сложившаяся система декларирования цен оказывается неудобной как для производителей, так и для покупателей: завод-изготовитель стремится к сокращению выпуска нерентабельной продукции (как следствие – сокращение объемов выпуска и номенклатуры), а предприятия Министерства здравоохранения не могут закупить данные лекарственные средства у других производителей по неконкурентным ценам.
Как мы уже упоминали, стратегия повышения качества фармацевтической продукции требует значительных капитальных вложений в новейшее оборудование и технологии, и, как следствие, либо приводит к увеличению цены лекарственных средств либо данные вложения должны будут осуществляться за счет снижения прибыли предприятия при неизменной цене лекарственных средств. Но в сложившейся ситуации на фармацевтическом рынке увеличение цены приведет лишь к снижению объемов реализации продукции РУП «Белмедпрепараты», а следовательно и к увеличению ее себестоимости на единицу продукции. В свою очередь дальнейшее снижение рентабельности производства приведет к тому, что производство большей части лекарственных средств станет убыточным.
Исходя из всего вышесказанного, мы полагаем целесообразным на данном этапе осуществление стратегии минимизации издержек производства, а именно, за счет снижения таких составляющих себестоимости продукции как стоимости сырья и материалов, энергии на технологические цели и общехозяйственных и общепроизводственных расходов. Эти мероприятия по сокращению издержек производства приведут к повышению рентабельности производства, и, как следствие, к улучшению финансового положения предприятия, что в свою очередь предоставит возможность РУП «Белмедпрепараты» в будущем перейти к осуществлению стратегии дифференциации продукции (повышения качества).
Следует отметить, что в целом основными методами повышения конкурентоспособности продукции предприятия в целом, должны выступать:
– повышение информированности конечных потребителей о продукции РУП «Белмедпрепараты» путем размещения рекламы в средствах массовой информации, участия в специализированных выставках, научно-практических семинарах;
– внедрение собственных разработок и отслеживание мировых тенденций в области производства лекарственных средств;
– переподготовка и повышение квалификации специалистов предприятия;
– совершенствование системы управления предприятием, расширение применения информационных технологий, повышение эффективности обработки и отслеживания заказов;
– постоянное расширение ассортимента;
– организация эффективного сотрудничества со специализированными торгующими организациями;
– осуществление регистрации максимального количества продукции во всех странах бывшего СССР;
– поиск гибких форм взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, совершенствование политики ценообразования и условий расчетов;
– обеспечение высокого качества продукции в соответствии со стандартами и сертификатами, совершенствование системы управления качеством продукции;
– непосредственное снижение себестоимости продукции за счет совершенствования производства и сокращение внутренних затрат.
Для эффективной работы, получения прибыли от своей деятельности, снижения себестоимости РУП «Белмедпрепараты» предлагается осуществить следующие мероприятия:
Таблица 5. План мероприятий по снижению себестоимости
Мероприятие |
Экономический эффект, млн. р. |
Провести работы по повышению технического уровня производства: – пересмотреть нормы расхода материалов – выполнить программу по энергосбережению |
5 41,5 |
Пересмотреть трудозатраты на продукцию |
4 700 |
Обеспечить выполнение норматива затрат на 1 р. продукции в размере 0,74 р. | |
Провести дальнейшую оптимизацию основных средств (снижение на 5%) |
5 533 |
Сократить парк транспортных средств на 5 единиц |
7 715 |
Изменить технологию материальных ресурсов за счет поставок комплектующих по принципу «точно в срок», что снизит сумму себестоимости за счет экономии времени (снижение до 8%). |
18,8 |
Проводить систематический анализ затрат на производство и реализацию продукции с целью выявления резервов по повышению эффективности производства |
Снижение себестоимости |
28 290,8 |