Пример. Идеальная модель построена, основываясь на самой сути категорий «текущие активы» и «текущие обязательства» и их взаимном соответствии. Термин «идеальная» в данном случае означает не идеал, к которому нужно стремиться, а лишь сочетание активов и источников их покрытия исходя из их экономического содержания. Модель означает, что текущие активы по величине совпадают с краткосрочными обязательствами, то есть чистый оборотный капитал равен нулю. Суть этой стратегии состоит в том, что долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне внеобортных активов.
Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных средств, т.е. того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности.
Пример. В случае агрессивной модели долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов и системной части текущих активов, то есть того минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае оборотный капитал в точности равен этому минимуму. Варьирующая часть текущих активов в полном объеме покрывается краткосрочной задолженностью. С позиций ликвидности эта стратегия также весьма рискованна, поскольку в реальной жизни ограничиться лишь минимумом активов невозможно.
Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть оборотных средств (возникает лишь в пиковые периоды) также покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности.
Пример. В случае консервативной модели краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам.
Компромиссная модель наиболее реальна. Согласно этой модели внеоборотные активы, системная часть оборотных средств и приблизительно половина их варьирующей части покрываются долгосрочными пассивами.
Краткосрочное финансирование используется, как правило, для пополнения оборотного капитала. Объём и структура оборотного капитала варьируют в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, могут быть подвержены сезонным и циклическим колебаниям, они также зависят от эффективности управления портфелем продукции и стратегии управления оборотным капиталом.
Если фирма не может осуществить финансирование посредством эмиссии коммерческих векселей или взять ссуду в банке из-за низкой кредитоспособности, она должна обратиться к альтернативным источникам. Чем ниже кредитоспособность фирмы, конечно, тем меньше источников краткосрочного финансирования ей доступно. Гибкость в связи с краткосрочным финансированием зависит oт способности фирмы выплатить ссуду, а также от способности возобновить ее или увеличить. При факторинге и банковском кредите фирма может выплатить заем, если у нее есть избыток средств; таким образом, она сокращает общие процентные издержки. Что касается коммерческих ценных бумаг, фирма должна ждать срока погашения векселя, чтобы возвратить средства.
Гибкость зависит от того, насколько легко фирма может увеличить объем кредитования в короткий срок. При кредитной линии или револьверном кредите в коммерческом банке легко увеличить объем кредитования, если, конечно, не достигнут его предел. При других формах краткосрочного финансирования фирма менее свободна. И, наконец, на выбор вида финансирования влияет степень обремененности активов фирмы долгами. При обеспеченных ссудах кредиторы получают в залог активы фирмы. Необходимость предоставлять обеспечение сдерживает фирму при будущем финансировании. Хотя при факторинге продажа активов действительно имеет место, принцип здесь тот же. В этом случае фирма продает один из самых ликвидных активов, таким образом, сокращая свою кредитоспособность, с точки зрения кредиторов.
Все эти факторы влияют на фирму при определении оптимальной комбинации методов краткосрочного финансирования. Так как издержки, вероятно, — ключевой фактор, разница в других факторах должна быть сопоставлена с разницей в издержках.
Становление рынка ценных бумаг сопровождается вполне естественным процессом появления новых финансовых инструментов, которые в прессе, а также их эмитентами и распространителями именуются ценными бумагами, но на деле представляют собой лишь их суррогаты. Такие бумаги распространяют, как правило, коммерческие банки и специально созданные компании, занимающиеся финансовыми, кредитными и коммерческими операциями. Риск приобретения подобных ценных бумаг в некоторых случаях достаточно высок. В качестве примера можно привести распространявшиеся в 1994 г. билеты печально известной компании МММ.
Базовое балансовое уравнение имеет вид
ДЗн + ВР = Дзк + ДП
где ДЗн — дебиторская задолженность за товары и услуги на начало подпериода;
ДЗк — дебиторская задолженность за товары и услуги на конец подпериода;
ВР — выручка от реализации за подпериод;
ДП — денежные поступления в данном подпериоде.
Раздел 13. Анализ стоимости и структуры капитала
Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. В идеале предполагается, что текущие активы финансируются, как правило, за счет краткосрочных, а средства длительного пользования — за счет долгосрочных источников средств. Благодаря этому оптимизируется общая сумма расходов по привлечению средств.
Уставный капитал изначально формируется как основа стартового капитала, необходимого для создания компании. Ее владельцы или участники формируют уставный капитал исходя из собственных финансовых возможностей и в размере, достаточном для осуществления той деятельности, ради которой создается компания. Фонды собственных средств, представляющие собой по сути отложенную к распределению прибыль, формируются либо вынужденно (например, резервный капитал), либо осознанно: владельцы предполагают, что достигаемое таким образом расширение объемов деятельности представляет собой более выгодное размещение капитала, чем изымание прибыли и направление ее на потребление или в другую сферу бизнеса.
13.3 Средневзвешенная стоимость капитала
Временно привлеченные средства образуются в компании, как правило, в результате временного лага между получением товарно-материальных ценностей и их оплатой.
Цена каждого из приведенных источников средств различна, поэтому цену капитала компании находят по формуле средней арифметической взвешенной. Показатель исчисляется в процентах и обычно по годовым данным. Основная сложность при расчетах заключается в исчислении цены единицы капитала, полученного из конкретного источника средств. Для некоторых источников ее можно рассчитать достаточно легко (например, цена банковского кредита), для ряда других источников это сделать довольно трудно, причем точный расчет, в принципе, невозможен. Тем не менее даже приблизительное знание цены капитала компании весьма полезно как для сравнительного анализа эффективности авансирования средств в ее деятельность, так и для осуществления ее собственной инвестиционной политики.