Инвестиционный портфель предприятия в общем случае формируется на основании следующих принципов: - обеспечение реализации инвестиционной стратегии. Формирование инвестиционного портфеля должно соответствовать инвестиционной стратегии предприятия, обеспечивая преемственность долгосрочного и среднесрочного планирования инвестиционной деятельности предприятия; - обеспечение соответствия портфеля инвестиционным ресурсам, т.е. перечень выбираемых объектов инвестиций должен ограничиваться возможностями обеспечения их ресурсами; - оптимизация соотношения доходности и ликвидности, что означает соблюдение определенных инвестиционной стратегией предприятия пропорций между доходом и риском; - оптимизация соотношения доходности и риска - это соблюдение определенных инвестиционной стратегией предприятия пропорций между доходом и ликвидностью; - обеспечение управляемости портфелем - соответствие объектов инвестирования кадровому потенциалу и возможности осуществления оперативного реинвестирования средств.
Инвесторы сталкиваются с проблемой оценки стоимости активов. Она зависит главным образом от их риска и доходности, На рынке выдерживается закономерность: чем выше потенциальный риск, тем выше должна быть и ожидаемая доходность. У каждого инвестора формируются свои прогнозы относительно отмеченных параметров. В то же время рынок постоянно движется в направлении определенной равновесной оценки риска и доходности активов. Возможные расхождения в оценках, в первую очередь, связаны с ассиметричностью информации, которой обладают разные инвесторы. В условиях хорошо развитого рынка новая информация находит быстрое отражение в курсовой стоимости активов. Поэтому для таких условий можно разработать модель, которая бы удовлетворительно описывала взаимосвязь между риском и ожидаемой доходностью активов. Такая модель разработана в середине 60-х гг. У. Шарпом и Дж. Линтерном и получила название модели оценки стоимости активов (capital asset pricing model — САРМ).
К основным индикаторам на рынке ценных бумаг относятся следующие:
1. Торговое сальдо, т.е. разница между объемом продаж и покупок ценных бумаг свидетельствует об уровне покупательской способности;
2. Объем реализации, т.е. общий объем продаж ценных бумаг служит индикатором стабильности рынка ценных бумаг и общей экономической активности;
3. Объем промышленного производства даёт представление об уровне выпуска продукции предприятиями в предыдущем периоде и показывает степень интенсивности экономических спадов и бумов;
4. Валовой национальный продукт (ВНП) отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведённых за конкретный период времени (обычно за год), и подтверждает данные о направлении и размерах экономических изменений;
5. Индекс потребительских цен определяет уровень инфляции и является решающим фактором для установления цен на боны, облигации и другие ценные бумаги.
Раздел 10. Принятие решений по инвестиционным проектам
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Общая логика анализа с использованием формализованных критериев в принципе достаточно очевидна: необходимо некоторым образом сравнить величину требуемых инвестиций с прогнозируемыми доходами. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости.
Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр:
а) основанные на дисконтированных оценках;
б) основанные на учетных оценках.
К первой группе относятся критерии:
- чистый приведенный эффект,
- индекс рентабельности инвестиции;
- внутренняя норма прибыли;
- модифицированная внутренняя норма прибыли,
- дисконтированный срок окупаемости инвестиции.
Ко второй группе относятся критерии:
- срок окупаемости инвестиций;
- коэффициент эффективности инвестиций.
Критическими моментами в процессе оценки единичного проекта или составления бюджета капиталовложений являются:
а) прогнозирование объемов реализации с учетом возможного спроса на продукцию (поскольку большая часть проектов связана с дополнительным выпуском продукции);
б) оценка притока денежных средств по годам;
в) оценка доступности требуемых источников финансирования;
г) оценка приемлемого значения цены капитала, используемого в том числе и в качестве коэффициента дисконтирования.
Метод расчета чистого приведенного эффекта.
В основе данного метода заложено следование основной целевой установке, определяемой собственниками компании, - повышение ценности фирмы, количественной оценкой которой служит ее рыночная стоимость. Pn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект соответственно рассчитываются по формулам:
(5.1)
(5.2)
где Рк – величина годового дохода в году к;
PV – общая накопленная величина дисконтированных доходов;
NPV – прогнозная оценка изменения экономического потенциала компании в случае принятия проекта;
IC – исходная инвестиция в проект.
Очевидно, что если:
NPV> 0, то проект следует принять;
NPV < 0, то проект следует отвергнуть;
NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
Необходимо отметить, что показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала компании в случае принятия рассматриваемого проекта.
Метод расчета внутренней нормы прибыли инвестиции.
Под внутренней нормой прибыли инвестиции (синонимы: внутренняя доходность, внутренняя окупаемость) понимают значение коэффициента дисконтирования г, при котором NPV проекта равен нулю:
IRR = г, при котором NPV =f(г) == 0.
Иными словами, если обозначить IC = CF0, то IRR находят из уравнения
(5.4)
Смысл расчета внутренней нормы прибыли при анализе эффективности планируемых инвестиций, как правило, заключается в следующем:
IRR показывает ожидаемую доходность проекта и, следовательно, максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом.
Оценка инвестиционных проектов с неординарными денежными потоками