В ряде случаев наиболее целесообразной оказывается смешанная организационная структура, в рамках которой сочетаются подразделения, выделенные как по технологическому, так и по предметному принципам. Например, на том же машиностроительном заводе с технологической специализацией цехов основного производства может быть образован и цех по производству товаров народного потребления, ориентированный, главным образом, на использование отходов, образующихся в основном производстве.
На практике могут встретиться и случаи, когда организационная структура фирмы ориентирована на обслуживание определенных групп клиентуры. Такая ситуация может быть характерной для торгово-посреднических фирм и торговых домов, а иногда и для промышленных многоотраслевых концернов, когда производство в них ориентировано на интересы совершенно различных групп потребителей. Так, можно представить себе ситуацию, когда организационная структура органов управления фирмы ориентированы на определенные сегменты рынка ( см. рис. 2.3 ).
Управление фирмой ( дирекция ) | ||||||||||||
Управление производством бытовой техники |
Отдел по работе с государственными учреждениями ( потребителями ) |
Отдел по обслуживанию рыночного сектора | ||||||||||
Рисунок 2.3. Структура органов управления фирмой с учетом рыночной ориентации.
При использовании такой модели организационно-управленческой структуры управление по производству бытовой техники будет ответственным за решение всех вопросов, связанных со снабжением производственными ресурсами, организацию производства техники и ее приспособление к требованиям конкретных групп потребителей. Отделы же по работе с государственными учреждениями и организациями рыночного сектора будут отвечать за организацию маркетинга и сбыт продукции соответствующим группам потребителей.
Разумеется, выбор той или иной разновидности организационной структуры фирмы целиком определяется ее спецификой. Так, для малых предприятий характерна наиболее простая структура, а иногда и отсутствие четко выделенных структурных подразделений.
От вопросов, связанных с рассмотрением организационных структур фирмы следует всегда отделять проблематику создания (выбора) организационных схем управления, в которых производится распределение задач, прав и ответственности между конкретными исполнителями.
Сложная, разветвленная и многоступенчатая структура и система управления фирмой выдвигает перед ее высшим руководством одну из важнейших задач — оценку эффективности функционирования как системы управления в целом, так и ее отдельных относительно самостоятельных звеньев. Этот вопрос подробнее рассмотрен ниже, поэтому ограничимся здесь лишь упоминанием о том, что вышестоящее звено управления формулирует, как правило, в количественной форме ( в виде показателей ) набор подлежащих достижению целей, а оценка степени их достижения дается тем или иным методом, путем сравнения вектора целей с вектором фактически достигнутых результатов. Неодинаковая важность отдельных целей учитывается при помощи весовых коэффициентов ( коэффициентов значимости ), а экономическое содержание конкретных целей ( увеличить прибыль, сократить потери от простоев ) — при помощи оценок типа “лучше” или “хуже” ( что проще всего достигается учетом знаков при отклонениях фактических значений от эталонных ).
В самом общем виде коммерческая деятельность любой фирмы может быть представлена как процесс преобразования некоторого набора исходных ресурсов в конечный результат. Обобщенное описание такого процесса требует использования денежных оценок всех элементов, используемых в этом процессе и его результатов.
В любом процессе производственной деятельности в качестве его исходного момента можно рассматривать обеспеченность ресурсами в необходимом для нормального хода производственной деятельности сочетании (пропорциях), поскольку естественным представляется предположение, что в основу деления ресурсов положен принцип их взаимозаменяемости.
При таком подходе вполне естественным является и выделение в составе ресурсов трех основных их видов, трех факторов производства[4]: живого труда, средств труда и предметов труда, поскольку и по натурально-вещественному составу и по функциональной роли в технологических процессах различия между ними очевидны.
К ресурсам живого труда, которыми располагает фирма, относится ее персонал, рабочая сила, определяемая как способность человека к труду. Рабочая сила в процессе производства потребляется в форме затрат живого труда, измеряемых рабочим временем, как естественной мерой целенаправленной деятельности работников. Собственник фирмы, использующий наемный персонал, сталкивается с тем, что рабочая сила на рынке труда представляет собой специфический товар, обладающий стоимостью, что и позволяет в конечном счете выразить объем затраченного труда в денежной оценке. Вместе с тем, интересы предпринимателя требуют достаточно подробной и разносторонней информации об общем объеме имеющихся ресурсов рабочей силы, ее качественных характеристиках ( профессиональном составе, квалификации и др. ) и специфике формирования трудовых затрат.
Ресурсы средств труда, которыми располагает фирма, являются, с точки зрения их денежной оценки, ее основным капиталом, а с точки зрения их натурально-вещественного состава являются совокупностью разнообразных основных производственных фондов ( в денежной оценке это - основные средства ). Информационная подсистема, характеризующая ресурсы средств труда, должна содержать показатели, отображающие их общее наличие, состав по видам ( отражая источники происхождения, функциональное назначение и т.п. ), техническое состояние ( степень износа или годности ) и, наконец, роль в формировании издержек производства и обращения. Специфической особенностью средств труда является их в течение нескольких производственных циклов. Именно поэтому средства труда переносят свою стоимость на продукт по частям в меру своего износа и в издержки производства одного производственного цикла входят только в меру соответствующей доли своего износа, в денежном выражении определяемого соответствующей суммой амортизационных отчислений.