рефераты по менеджменту

Структура и организация деятельности фирмы

Страница
9

Как видно из сказанного, в состав валовой продукции входят элементы, технологические процессы обработки которых в пределах фирмы не завершены ( изменение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки ). Исключив из стоимости валовой продукции стоимость этих элементов, получают товарную продукцию — конечный результат деятельности фирмы за данный период, фактически отпущенный потребителям или полностью готовый для этой цели ( прирост запасов готовых изделий на складах готовой продукции фирмы ). Товарная продукция играет особую роль в учете результатов деятельности фирмы, ибо бухгалтерия калькулирует себестоимость входящих в ее состав отдельных видов продукции, что необходимо для проектирования отпускных цен и контроля за их уровнем, а разность между стоимостью товарной продукции и ее себестоимостью позволяет определить потенциальную прибыль фирмы ( величину прибыли, которую фирма могла бы получить, реализовав всю произведенную продукцию в рамках одного и того же временного периода ).

В реальной действительности фирма может получить прибыль только после того, как принадлежащая ей продукция будет отгружена потребителям и оплачена ими. В этой связи в бухгалтерском учете выделяют отгруженную и сданную заказчикам на месте продукцию ( разность показателей произведенной и отгруженной товарной продукции отражает изменение остатков готовых изделий на складах фирмы ) и продукцию реализованную, причем моментом реализации считается поступление денежных средств на расчетный счет поставщика при условии, что оплачиваемая продукция действительно была отгружена потребителю.

Действующий в России порядок бухгалтерского учета разрешает коммерческим фирмам выбирать один из двух вариантов учетной политики: либо определять прибыль по разности стоимости и себестоимости отгруженной продукции ( то есть даже и до момента ее фактической оплаты заказчиком ), либо определять прибыль только после оплаты заказчиком фактически отгруженной продукции. Менять учетную политику в течение одного года фирма не имеет права. Выбор же того или иного варианта учетной политики связан с порядком осуществления расчетов с покупателями, с порядком платежей налогов на прибыль и стремлением фирмы получить возможность ускоренного использования финансовых ресурсов в части, отраженной с балансе суммы прибыли.

Расчеты, могут быть выполнены балансовым методом, то есть на основе аддитивных моделей взаимосвязи показателей валового оборота, валового выпуска, валовой и товарной продукции. Однако, в ряде случаев оказывается целесообразным использовать коэффициентный метод ( мультипликативную модель ), исходя из сводных данных по фирме и введя в рассмотрение несколько коэффициентов, характеризующих соотношение валового оборота и валовой продукции, валовой и товарной продукции и т.д.

Коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота показывает, сколько руб. произведенной валовой продукции приходится на один руб. валового оборота. Обратная величина рассматриваемого коэффициента носит название коэффициента внутрипроизводственного комбинирования, приблизительно характеризующего число стадий производственного процесса, которые проходит исходный предмет труда до превращения в окончательный результат производства.

Коэффициент товарности непосредственно характеризует стоимость товарной продукции, приходящейся на один руб. валовой.

Коэффициент отгрузки, характеризуя соотношение стоимости отгруженной и товарной продукции, является косвенной характеристикой качества работы управленческого подразделения, ответственного за своевременный сбыт готовой продукции.

Коэффициент реализации, характеризуя соотношение стоимости отгруженной и реализованной продукции.

Следующим этапом экономико-статистического анализа может быть решение вопроса о том, какова мера влияния изменения отдельных факторов на изменение общего объема выручки от реализации продукции. Для решения этой задачи можно использовать мультипликативную модель[5] вида:

РП ОП ТП ВП

РП = —— * —— * —— * —— * ВО = a * b * c * d * e.

ОП ТП ВП ВО

Понятно, что, исходя из сказанного ранее о мультипликативных моделях, относительная мера влияния изменения каждого из факторов на изменение выручки от реализации может быть представлена в виде произведения соответствующих индексов изменения каждого фактора.

Для оценки влияния абсолютного изменения каждого из факторов на абсолютное изменение результативного показателя необходимо выполнить ряд расчетов по алгоритму, суть которого ясно видна из следующих расчетов:

Показатели валового оборота, валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции базируются на данных бухгалтерского учета, отображающих стоимость продукта в ценах, включающих отдельные элементы издержек производства: затраты предметов труда ( С1 ), затраты, связанные с применением средств труда - амортизационные отчисления ( С2 ), затраты, связанные с использованием живого труда ( V ) и включенную в цену прибыль ( М ). Таким образом, стоимость продукта ( Р ) может быть представлена формулой Р = С1 + С2 +V + М. Поскольку в цену продукта входят издержки, связанные с потреблением в производственном процессе сырья, материалов, топлива, энергии и др. элементов, представляющих с точки зрения фирмы издержки ранее овеществленного вне ее пределов труда, цели внутрифирменного планирования в ряде случаев могут потребовать использования показателей, характеризующих затраты только живого труда, в натуральных или денежных измерителях, вновь созданную живым трудом стоимость ( чистую продукцию фирмы, являющуюся частью национального дохода на макроэкономическом уровне, и, наконец, стоимость, добавленную обработкой ( условно-чистую продукцию, добавленную стоимость )), являющуюся частью валового внутреннего продукта на макроэкономическом уровне.

Отметим далее, что цена единицы товара данного вида для производящей этот товар фирмы всегда играет роль некоторого нормативного уровня затрат, на который фирма должна ориентироваться, калькулируя размеры затрат по отдельным элементам, определяя допустимый уровень расходов по отдельным подразделениям и т.д.

В конечном счете оказывается, что в ходе внутрифирменного планирования и учета результатов, полученных ее отдельными подразделениями, фирма должна применять показатели объема производства, основная задача которых — отображать величину вклада каждого подразделения и фирмы в целом в общую величину стоимости продукта, включенного в стоимость овеществленного вне пределов фирмы общественного труда.

Заметим также, что затраты живого труда в натуральных измерителях будут выражены показателями использования рабочего времени — t ( в чел.-часах, чел.-днях или чел. -годах ), а в денежных измерителях - через величины затрат оплаты труда )на единицу труда — S и на весь объем продукции ( q ) фирмы за данный период — q* t * s = V.

Таким образом, соотношения и взаимосвязи показателей объема продукции и системы показателей объема производства можно представить в виде следующей схемы ( см. рис. 2.4 ):

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту