Таблица 6 -Расчет общей оценки конкурентоспособности предприятия
Показатели |
Коэффициент относительной значимости |
Оценка показателя |
Итоговая оценка |
1. Качество и потребительские преимущества товара |
10,0 |
7,0 |
70 |
2. Абсолютная доля рынка |
10,0 |
5,0 |
50 |
3. Относительная доля рынка |
5,0 |
5,0 |
25 |
4. Привлекательность ассортимента |
5,0 |
3,0 |
15 |
5. Эффективность каналов сбыта |
20,0 |
7,0 |
140 |
6. Эффективность рекламы |
15,0 |
8,0 |
120 |
7. Возможность ценовой конкуренции |
10,0 |
4,0 |
40 |
8. Производственные возможности |
5,0 |
5,0 |
25 |
9. Финансовые ресурсы |
10,0 |
10,0 |
100 |
10. Системы управления |
5,0 |
5,0 |
25 |
Итого |
100,0 |
610 |
Максимальная оценка привлекательности рынка и конкурентоспособности предприятия может составить 1000,0 баллов. Рассчитаем:
Общий уровень привлекательности рынка: 745/1000 = 0,74
В зависимости от величины уровня привлекательности весь диапазон делится на три интервала:
0,00-0,60 - рынок имеет низкую привлекательность;
0,61-0,80 - средняя привлекательность;
0,81-1,00 - высокая привлекательность.
Исходя из расчетов, можно сделать вывод, что рынок имеет среднюю привлекательность.
Общий уровень конкурентоспособности предприятия: 610/1000 = 0,61
На основе расчетов привлекательности рынка и конкурентоспособности предприятия строится матрица стратегического анализа. По горизонтальной оси отмечаются интервалы уровней привлекательности рынка, по вертикальной - уровень конкурентоспособности СХП.
Исследуемый товар располагается в зоне 5, которая характеризуется комбинациями средних показателей привлекательности рынка и конкурентоспособности, и таким образом пользуется средней привлекательностью в инвестициях.
Матрица жизненного цикла предполагает размещение СХП в таких показателях, как конкурентоспособность - стадии жизненного цикла отрасли.
Для проведения анализа положения и перспектив развития по каждому СХП определяется стадии жизненного цикла отрасли. Емкость рынка отличается соответствующим размером круга, а рыночная доля предприятия - сектором.
Исследуемый товар, исходя из матрицы, может рассматриваться как развивающаяся перспективная отрасль.
Организация маркетинга - это непрерывный циклический процесс последовательной реализации этапов маркетинговой деятельности (рисунок 6).
Этот циклический процесс позволяет сделать вывод, что благодаря организации маркетинга, все основные виды деятельности объединяются и взаимодействуют в строго определенной последовательности. В процессе этого взаимодействия должны быть решены две основные задачи:
а) каждый этап должен достигнуть поставленной цели, и качество результатов на каждом этапе должно соответствовать вполне определенным требованиям;
б) результаты каждого этапа должны быть согласованы с процессом реализации и результатами всех остальных этапов с точки зрения маркетинга достижения конечных результатов. Таким образом, организация маркетинга обеспечивает требуемый режим функционирования каждого элемента системы, а также требуемый режим функционирования всей совокупности элементов системы как единого целого.
Объектом анализа является региональный еженедельник, полноцветной печати, с приложением программы телепередач, отделом коммерческих объявлений, стандартного формата.
До проведения ФСА газета имела вид, указанный на рисунке 7.
Стоимость данного изделия составляла 70 копеек за штуку; товар изготавливался на компьютерах Pentium 3. Изготавливается на газетной бумаге, расход на одну газету - четыре листа формата А3. Для привлекательности используется цветная полиграфия на 1 листе формата А3.1 лист формата А3 стоит 5 копеек, печать черно-белая - 5 копеек за лист, полноцветная - 8 копеек за лист. Таким образом, себестоимость изделия составила 43 копейки.
С позиции системного подхода газета рассматривается как система элементов, система функций и система стоимостей. Как система элементов газета состоит: бумага, печать, информация, компоновка. Как система функция газета представляет собой:
F1 - предоставить читателям новости государственного и регионального значения;
F2 - разнообразить досуг населения;
F3 - повысить общую культуру;
F4 - представить рекламную информацию
F5 - давать разнообразные объявления: от найма на работу до анонса спектаклей.
Используя комбинацию функций и подбора аналога были найдены решения, которые могут выполнять каждую из перечисленных функций в отдельности и имеют минимальную себестоимость.