ОДР = 30% / 35% = 0,85
ОДР ниже единицы свидетельствуют о слабых конкурентных позициях на рынке. Чем больше ОДР повышает единицу, тем более высокой является конкурентоспособность данного предприятия или отдельного СХП. Полученное поле матрицы разделяется горизонтальной и вертикальной линиями на 4 квадрата, каждый из которых устанавливает определенные для находящихся в нем СХП характеристики. В зависимости от содержания этих характеристик все СХП делятся на 4 этапа: "звезды", "вопросительные знаки", "дойные коровы", "собаки". Горизонтальная линия деления матрицы проходит на уровне значения, которое соответствует темпу роста отрасли или рынка в целом. Вертикальная линия проходит через показатель ОДР=1,5, так как при этой величине ОДР начинают проявляться преимущества эффекта опытной кривой. Это означает, что предприятие, которое контролирует долю рынка больше, чем у ведущего конкурента в полтора и более раза, получает дополнительные конкурентные преимущества, связанные с экономией удельных издержек.
Для каждого СХП делается оценка будущих темпов роста, рассчитываются относительная доля рынка и полученные таким образом данные определяют его положение в матрице.
Отчетный год:
рост рынка 1%;
ОДР = 30% / 35% = 0,85
Прогноз: рост рынка 6%
ОДР = 45% / 25% = 1,8
Рисунок 3 - матрица БКГ.
По результатам отчетного года данный товар находится в поле матрицы "вопросительные знаки", что означает: быстрое возрастание, незначительные прибыли, значительные потребности в финансовых ресурсах.
Стратегия: расширение доли рынка за счет интенсивного маркетинга; повышение конкурентоспособности товара за счет улучшения потребительских качеств. При благоприятном прогнозе услуги по выпуску данного издания попадут в поле "звезды", которое характерно быстрым ростом рынка, получение значительной доли прибыли, но требуют больших инвестиций. Стратегия: защита достигнутой доли рынка, реинвестиции доходов в развитие; расширение ассортимента товаров и услуг.
Матрица привлекательности отрасли - положения на рынке. Она представляет собой более сложный и более детальный усовершенствованный вариант БКГ, в котором вместо показателя темпов развития отрасли использован критерий "привлекательности" отрасли, а вместо относительной доли рынка - конкурентоспособность СХП.
Таблица 4 - Показатели, необходимые для построения матрицы "привлекательность рыка - конкурентоспособность"
Показатели привлекательности рынка |
Показатели конкурентоспособности предприятия |
1. Емкость рынка |
1. Качество и потребительские преимущества товаров |
1.1 Национальное производство | |
1.2 Импорт | |
1.3 Емкость основных сегментов а) географических б) потребительских | |
2. Темпы роста рынка |
2. Абсолютная доля рынка |
2.1 Сложившиеся темпы роста рынка | |
2.2 Прогнозируемые темпы роста рынка | |
2.3 Прогнозируемые темпы роста соответствующего сектора экономики | |
3. Рентабельность операций |
3. Относительная доля рынка |
4. Уровень конкуренции |
4. Привлекательность ассортимента |
4.1 Количество конкурентов | |
4.2 Уровень концентрации конкурентов | |
4.3 Доля рынка, контролируемая ведущими конкурентами | |
5. Стабильность спроса |
5. Эффективность каналов сбыта |
5.1 Сезонность спроса | |
5.2 Частота покупок | |
6. Уровень насыщения спроса |
6. Эффективность рекламы и стимулирования сбыта |
6.1 По географическим сегментам | |
6.2 По потребительским сегментам | |
7. Размеры необходимых инвестиций |
7. Возможность ценовой конкуренции |
8. Риск рынка |
8. Производственные возможности |
9. Доступность сырья, материалов |
9. Доступность рынка |
10. Государственное ассигнование |
10. система управления |
Таблица 5 - Расчет общей оценки привлекательности рынка
Показатели |
Коэффициент относительной значимости |
Оценка показателя |
Итоговая оценка |
1. Емкость рынка |
10,0 |
6,0 |
60 |
2. Темпы роста рынка |
20,0 |
8,0 |
160 |
3. Рентабельность операций (в прошлом и в перспективе) |
10,0 |
10,0 |
100 |
4. Уровень конкуренции |
15,0 |
8,0 |
120 |
5. Стабильность спроса |
5,0 |
7,0 |
35 |
6. Размер необходимых инвестиций |
10,0 |
5,0 |
50 |
7. Риск рынка |
5,0 |
3,0 |
15 |
8. Доступность сырья |
5,0 |
8,0 |
40 |
9. Уровень насыщения спроса |
15,0 |
10,0 |
150 |
10. Государственное регулирование |
5,0 |
3,0 |
15 |
Итого |
100,0 |
745 |