Таблица 2 - Оценка благоприятных и неблагоприятных факторов
Параметры |
Шкала интенсивности 1…5…10 |
1. Благоприятные факторы для роста рентабельности: |
ум…. возр. 1…5…10 |
-экономический рост |
10 |
-степень обновления технологий |
9 |
-сервисное обслуживание |
5 |
-широкий ассортимент товара |
7 |
Общая оценка влияния благоприятных факторов (О) |
7,75 |
2. Неблагоприятные факторы для роста рентабельности |
возр…ум 1…5…10 |
-экономический спад |
10 |
-демографическая ситуация |
7 |
-инфляция |
7 |
-конкуренция зарубежных фирм |
5 |
Общая оценка влияния неблагоприятных факторов (Т) |
7,25 |
Таблица 3 - Оценка изменений рентабельности СЗХ
Параметры |
Шкала интенсивности 10…5…1 |
1. Среднеотраслевой уровень рентабельности |
пов. .5. сниз |
2. Затраты, необходимые для выхода на товарный рынок |
сниз. .8. пов |
3. Продолжительность жизненных циклов продукции |
длит. .6. кор |
4. Время, необходимое для разработки новой продукции |
длит. .4. кор |
5. Ожидаемая рентабельность предприятия |
выс. .6. низ |
6. Факторы успеха по отношению к конкурентам: финансовая мощь рыночная позиция производственные возможности система управления |
пов. .7. сниз увел. .7. умен увел. .6. умен улуч. .9. ухуд |
7. Агрессивность ведущих конкурентов |
низ. .3. выс |
8. Конкуренция зарубежных фирм |
слаб. .9. сил |
9. Интенсивность торговой рекламы |
низ. .2. выс |
10. Послепродажное обслуживание |
отсут. .8. знач |
11. Степень удовлетворения потребителей |
выс. .7. низ |
12. Конкуренция на рынках ресурсов |
слаб. .4. сил |
13. Гос регулирование конкуренции |
ослаб. .8. усил |
14. Гос регулирование производства товаров |
ослаб. .8. усил |
Общая оценка изменений в перспективе рентабельности (Р) |
7,6 |
Общая оценка привлекательности СЗХ рассчитывается по формуле:
Привлекательность СЗХ = А1*Ст + А2*Р + А3*О - А4*Т (1)
где Ст - общая оценка изменений в перспективе роста,
Р - общая оценка изменений в перспективе рентабельности,
О - общая оценка влияния благоприятных факторов,
Т - общая оценка влияния неблагоприятных факторов,
А1, А2, А3, А4 - коэффициенты, устанавливаемые экспертами, которые показывают весомость влияния каждого фактора и в сумме равны 1.
А1 = 0,25; А2 = 0,35; А3 = 0,25; А4 = 0,15
Привлекательность СЗх = 0,25*6,8 + 0,35*7,6 + 0,25*7,75 - 0,15*7,25 = 5,2
Матрица делового портфеля представляет собой аналитический метод исследования стратегического положения предприятия на рынке. Существует несколько видов матричного анализа делового портфеля, при котором используются различные комбинации таких показателей, как темпы роста рынка, рыночная доля, привлекательность инвестиций, конкурентоспособность товара, стадия развития товара или рынка, а другая - к конкурентоспособности предприятия на данном рынке. Широкое распространение получили следующие три типа методов матричного анализа делового портфеля предприятия:
матрица "рост рынка - относительная доля предприятия", известная как матрица БКГ;
матрица "привлекательность рынка - конкурентоспособность предприятия";
матрица жизненного цикла отрасли рынка.
Матрица "роста рыночной доли" позволяет фирме определить положение каждого из своих СХП по их доле на рынке относительно основных конкурентов и темпов годового роста в отрасли (темпов расширения рынка). В основе составления матрицы лежит предложение о том, что увеличение рыночной доли СХП ведет к снижению удельных издержек и повышению нормы прибыли на инвестиции в результате эффекта "опытной кривой". Действие эффекта опытной кривой состоит в том, что при каждом удвоении объемов производства или продаж происходит последовательное снижение размеров удельных издержек на определенную величину. Источниками этой экономии являются рост производительности труда, более эффективное использование производственных мощностей, рациональное использование всех видов ресурсов. Практикой установлено, что диапазон этого снижения в зависимости от особенностей производства может колебаться от 10 до 30%. Чем более сложной и наукоемкой является продукция, тем выше эффект. На рисунке 2 показано действие эффекта "опытной кривой" на удельные издержки при показателе 20%. Предположим, что издержки на производство и сбыт составляют 100 ден. ед. при общем объеме 1000 единиц продукта. В этом случае удвоение объема производства м сбыта до 2000 приведет к снижению удельных издержек на 20% и они составят 80 ден. ед. Последующее удвоение до 4000 снова повлечет снижение уровня удельных издержек на 20% и они составят уже 64 ден. ед. и т.д.
Таким образом, предприятие, достигающее удвоения объемов производства и сбыта своей продукции, получает дополнительные преимущества в конкуренции на основе относительной экономии издержек при том же качестве товаров.
Рисунок 2 - Действие эффекта опытной кривой на уровень удельных издержек.
Построение матрицы БКГ. На основе проведения стратегического анализа определяется диапазон изменения размеров роста или сокращения всех целевых рынков в пределах определенной отрасли. Эти показатели отличаются на вертикальной оси матрицы. Прогноз развития рынков показывает, что максимальный роста в планируемом периоде для данного товара может составить 30%, а для других товаров прогнозируется сокращение рынка и максимальный размер этого сокращения составит 15%. По горизонтальной оси отличается диапазон изменения относительной доли рынка предприятия. Относительная доля рынка предприятия представляет собой частное от деления рыночной доли предприятия на рыночную долю ведущего конкурента. Рыночная доля ООО "Слово" за отчетный год составила 30%, а основной конкурент - ООО "Вести" контролирует 35% рынка, тогда ОДР ООО "Слово" составит: