Результаты расчетов объедините в таблице.
Уровень нестабильности, проявляющийся через тенденции | ||
благоприятные |
неблагоприятные | |
СЗХ1 |
0,36 |
0,36 |
СЗХ2 |
0,64 |
0,49 |
СЗХ3 |
0,71 |
0,51 |
СЗХ4 |
0,71 |
0,29 |
СЗХ5 |
0,69 |
0,29 |
Изобразите графически кривую жизненного цикла спроса, разделите ее на фазы и назовите факторы успеха каждой фазы жизненного цикла спроса.
1. Зарождение (Е) – бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой
2. Ускорение роста (G1) – период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение
3. Замедление роста (G2), когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос.
4. Зрелость (М), когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности
5. Затухание (D) – снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального продукта или народонаселения) и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.
С учетом перспектив роста, рассмотренных ранее, определите, на какой стадии (фазе) жизненного цикла спроса находится каждая из выбранных Вами СЗХ.
· СЗХ1 находится на стадии G2 (замедление роста): темпы роста рынка снижаются, появляются первые признаки насыщения спроса;
· СЗХ2 находится на стадии G2 (замедление роста): темпы роста рынка снижаются, появляются первые признаки насыщения спроса;
· СЗХ3 находится на стадии G1 (ускорение роста): относительно новый вид услуг, небольшое количество конкурентов.
· СЗХ4 находится на стадии G1 (ускорение роста): относительно новый вид услуг, небольшое количество конкурентов.
· СЗХ5 находится на стадии E (зарождение): недавнее появление данного сегмента рынка, небольшое число конкурентов;
4. Выбор позиции в конкуренции
По каждой СЗХ предположите перспективы роста рынка (роста спроса) и рыночную долю. Отнесите каждую СЗХ к той или иной категории («звезда», «дикая кошка», «дойная корова», «собака»).
Относительная доля рынка = Объем продаж СХЗ / Объем продаж конкурента-лидера
ТРР = (Объем продаж отчетного периода – Объем продаж базисного периода) / Объем базисного периода.
Нарисуйте алгоритм (схему) оценки привлекательности СЗХ.
Сделайте оценку привлекательности СЗХ Вашей гипотетической фирмы, используя для этого:
– данные экстраполяции роста и рентабельности, которые использовались Вами при рассмотрении темы «Стратегическая сегментация»;
– данные расчета поправочных коэффициентов роста (G) и рентабельности (Р), который Вы можете сделать при помощи табл. 4.1 и 4.2;
– данные уровня нестабильности (благоприятные (О) и неблагоприятные (Т)), которые определены Вами в теме «Стратегическая сегментация»;
– коэффициенты относительного вклада каждого фактора в оценку привлекательности СЗХ.
Оценку будущей привлекательности СЗХ можно вывести по следующей формуле:
Привлекательность
СЗХ=αG+βP+γO-νT,
где: α, β, γ, ν – коэффициенты относительного вклада каждого фактора в оценку привлекательности СЗХ.
Оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования | |||||||
№СЗХ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Параметры |
Шкала интенсивности | ||||||
-5 |
0 |
5 | |||||
1. Темп роста соответствующего сектора экономики |
Понизится |
2 |
2 |
5 |
2 |
5 |
повысится |
2. Прирост численности потребителей данного сектора в составе народонаселения |
Понизится |
1 |
-1 |
3 |
3 |
5 |
повысится |
3. Динамика географического расширения рынков |
расширение |
2 |
-2 |
4 |
4 |
5 |
сужение |
4. Степень устаревания продукции |
Снизится |
-3 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
повысится |
5. Степень обновления продукции |
Снизится |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
повысится |
6. Степень обновления технологии |
Снизится |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
повысится |
7. Уровень насыщения спроса |
Повысится |
-1 |
5 |
-3 |
-3 |
-5 |
снизится |
8. Общественная приемлемость товара (услуги) |
Понизится |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
повысится |
9. Государственное регулирование издержек |
ужесточится |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
ослабеет |
10. Государственное регулирование роста |
ужесточится |
5 |
5 |
3 |
5 |
4 |
ослабеет |
11. Неблагоприятные факторы для роста / рентабельности |
Возрастут |
3 |
4 |
0 |
5 |
0 |
уменьшатся |
12. Благоприятные факторы для роста / рентабельности |
Уменьшатся |
1 |
1 |
5 |
3 |
5 |
возрастут |
Общая оценка изменений в перспективе роста |
-5 |
29 |
31 |
28 |
38 |
35 |
5 |
Темп |
2,42 |
2,58 |
2,33 |
3,17 |
2,92 |