3. Стратегическое планирование решает задачи на долгосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
4. Стратегическое планирование помогает фирме занять определенную позицию.
Определите, поиск ответов на какие вопросы идет:
1. Уровень высшего руководства. Решается задача позиционирования фирмы на рынке: диверсификация, улучшение результатов деятельности, поиск капиталовложений, желаемый прирост, рентабельность.
2. Исполнительный уровень. Разрабатываются экономические стратегические планы в которых отражается ожидаемая прибыль, доля участия на рынке, ассортимент продукции и его обновление, возможные преимущества и альтернативы.
3. Оперативный уровень. Разрабатываются стратегии для каждой производственной единицы бизнеса: производство, маркетинг, финансы, оптимальное использование ресурсов, операция с поставщиками и клиентами.
2. Компоненты стратегического планирования
Сформулируйте миссию гипотетической фирмы, выбранной Вами в первом разделе, и запишите ее.
Миссия нашей фабрики – сохранить и донести до народа традиционный вкус сладостей, напоминать о незаменимом наслаждении от вкусняшек, доставляя им «СладКо».
Проанализировав основные характеристики задаваемых фирмой целей, сформулируйте три основные цели Вашей гипотетической фирмы.
1. Увеличить объем продаж до 200 млн. руб. к концу 2009 года.
2. Добиться вложений инвестиций для модернизации оборудования, увеличение масштабов производства.
3. Добиться высшего качества выпускаемой продукции.
4. Выход на мировой рынок.
Проведите анализ внешней среды, в которой работает Ваша гипотетическая фирма, и впишите характеристики угроз и возможностей для фирмы по каждой области.
Угрозы |
Возможности | |
Рынок |
Концентрация большей доли рынка у иностранных производителей. |
Выход на новые рынки или сегменты рынка, рост имеющихся сегментов. |
Конкуренция |
Возможность появления новых конкурентов, в том числе в лице иностранных производителей. Возрастающее конкурентное давление. |
Приверженность потребителей отечественной продукции. Наличие постоянных клиентов. Малое количество конкурентов на определенных сегментах (премиум-сегменте). |
Социальная среда |
Снижение потребления сладостей в связи демографической проблемой. |
Признание покупателями отечественного производителя рядом с иностранным производством. |
Технология |
Использование более совершенного производства конкурентами |
Унификация производства. Обновление оборудования. Сохранение больших объемов производства по выбранным ассортиментным группам |
Экономика |
Влияние на цены покупателями и поставщиками. |
Положительное состояние экономики |
Политика |
Отсутствие ограничений для иностранных производителей со стороны государства. |
Поддержка со стороны государства |
Проанализируйте внутренние сильные и слабые стороны Вашей гипотетической фирмы. Подводя итог анализа, запишите выявленные Вами сильные и слабые стороны фирмы.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Квалифицированный персонал и производственный менеджмент |
1. Технологически устаревшее производство. |
2. Активная роль маркетинга (большое внимание уделяется региону, лучшее знание заказчиков, лучшее обслуживание) |
2. Слабость собственной сбытовой сети. |
3. Более гибкая ценовая политика |
3. Ухудшающиеся конкурентные позиции |
4. Широкий продуктовый ряд |
4. Высокая себестоимость продукции. |
5. Хорошая репутация у покупателей |
5. Низкая производительность труда |
Обоснуйте выбор глобальной стратегии для Вашей гипотетической фирмы. Фабрика «СладКо» выбирает стратегию роста, так как занимает устойчивую позицию на рынке, имеет круг потребителей, ориентиры на малоосвоенные сегменты (премиум-класс, халяль продукты).
3. Стратегическая сегментация
Проанализируйте деятельность своей гипотетической фирмы и определите, по каким критериям одна СЗХ отличается от другой. Впишите выбранные критерии.
Продукция компании объединена в СЗХ:
– по технологии производства
– по типу клиентов
– по географии
– по видам торговли.
Приведите три-пять примеров предполагаемых СЗХ своей гипотетической фирмы, соответствующих этим критериям.
1. Производство и реализация карамели.
2. Продажа развесных конфет.
3. Продажа конфет в коробках премиум-класса.
4. Производство реализация тортов эксклюзивно на заказ.
5. Продажа халяль продуктов.
Параметры СЗХ и порядок их выделения.
Условимся, что временной период, который мы стремимся охватить, составляет 5 лет, что перспективы роста и рентабельности выбранных Вами СЗХ составляют:
базисн |
Отчетн |
Базисн. |
Отчетн. |
Базисн. |
Отчетн. | |
СЗХ 1 |
1800 |
2300 |
300 |
600 |
1500 |
1700 |
СЗХ 2 |
1300 |
2000 |
400 |
700 |
900 |
1300 |
СЗХ 3 |
1700 |
2500 |
700 |
1000 |
1000 |
1500 |
СЗХ 4 |
2000 |
3000 |
900 |
1000 |
1100 |
2000 |
СЗХ 5 |
1500 |
2700 |
600 |
1200 |
900 |
1500 |