1. Сущность и принципы стратегического планирования
Представьте себе гипотетическую фирму, членом высшего руководства которой Вы являетесь. Дайте ей название.
ОАО Кондитерская фабрика «СладКо».
Ответьте на следующие вопросы:
1. Какие конечные виды продукции или услуг производятся в вашей фирме?
· карамель
· конфеты развесные
· конфеты в коробках
· торты
· шоколад
· пирожное
· вафли
2. Кто является конечным потребителем продукции или услуг, производимых Вашей фирмой?
· физические лица (население страны всех возрастов с уровнем дохода выше минимального)
· юридические лица
3. Кто является Вашими поставщиками?
· ОАО «Молочный комбинат»
· ОАО «Хлебный завод»
· ОАО «ВаМин»
4. Каковы основные виды сырья, получаемого от поставщика?
· молоко
· масло
· сахар
· мука
· яйца
· орехи
· фрукты
· сгущенное молоко
Приведите Ваши собственные примеры влияния происходящих изменений на деятельность гипотетической фирмы.
1. Конкуренция со стороны иностранных производителей.
2. Снижение уровня дохода населения – сокращение спроса.
3. Выход на рынок фирмы с новой технологией – с низкими издержками – с низкой ценой.
4. Рост цен на продукцию поставщиков.
Дайте краткую характеристику каждого из названных инструментов:
· Стратегическое планирование по периодам – интегральный процесс подготовки и принятия решений, формулирования целей, определения путей их достижения и исследования последствий принятых решений. Разделение СП на 3 типа в зависимости от времени охвата:
§ долгосрочное (10–25 лет);
§ среднесрочное (от 3 до 5 лет);
§ краткосрочное (на 1–2 года).
Все типы планирования должны увязываться между собой.
· Суть планирования на основе выбора позиций в конкуренции состоит в том, что фирма выбирает из ряда стратегий ту, которая лучше отвечает ее целям, учитывая при этом функциональные и общеуправленческие возможности, т.е. планирование потенциала фирмы дополняется планированием ее стратегии в конкурентной борьбе в условиях значительного уровня внешней нестабильности.
· Управление на основе ранжирования стратегических задач. Все задачи ранжируются по степени срочности или важности на 4 группы и рассматриваются постепенно, при этом необходимо пересматривать список проблем и их приоритетность.
· Управление по слабым сигналам предполагает наличие системы отлаженного наблюдения, чувствительного к предупреждающим сигналам – ранним и неточным признакам наступления важных событий, т.к. когда ситуация меняется быстро, фирма, дожидаясь сильного сигнала, может либо опоздать с решением, либо оказаться не в состоянии принять его в тот момент, когда возникшая проблема поставит интересы фирмы под удар.
· Управление в условиях неожиданных событий предполагает, что некоторые проблемы возникают неожиданно, при этом прежние стратегии и планы фирмы не годятся, а опыта решения подобных проблем у фирмы нет, а неумение быстро принять контрольные меры может привести к финансовым потерям. Чтобы этого избежать фирма должна заняться подготовкой системы чрезвычайных мер при стратегической неожиданности, которая предполагает наличие системы решений в непредвиденной ситуации и распределение обязанностей руководства по решению проблемы.
Дайте сравнительную характеристику каждой модели выработки стратегии.
Плановая модель |
Модель предпринимательского типа |
Модель обучения на опыте |
1) стратегия – обдуманный, полностью осознанный, и контролируемый мыслительный процесс; 2) стратегия рассматривается как процесс планирования, результат которого относительно стандартизирован и рассматривается в виде определенной позиции фирмы (стратегическое положение); 3) существуют централизованный штаб исполнителей и главный исполнитель, который отвечает за разработку стратегии; 4) после определения стратегии в установленное время последует ее реализация; 5) предполагается достижение определенного стратегического положения в конкуренции. |
1) стратегия – полуосознанный процесс, который имеет неформальный и личный характер; 2) на основе тенденций развития отраслей формулируется определенное видение, сценарий, по которому будет развиваться фирма в будущем; 3) на основе видения разрабатываются детальные планы и принимается конкретное решение; что бы сохранить свою гибкость и плодотворность, этот сценарий должен иметь неформальный или личный характер. |
1) стратегия – развивающийся и повторяющийся процесс, требующий взаимоотдачи и восприимчивости; 2) стратегия формулируется под воздействием внешних импульсов, т.е. изменений во внешней среде; 3) процесс определения стратегии может быть спонтанным (если влияние внешних факторов оценить очень трудно, т. к. они быстро меняются) или управляемым (если построить большое количество различных сценариев, учитывая все возможные изменения); 4) стратегия постоянно «вылечивается» и корректируется; 5) в процессе определения стратегии занято большое количество специалистов. |
Проанализируйте определение стратегического планирования с позиции моделей выработки стратегий и сделайте выводы.
СП – процесс принятия решений по поводу развития фирмы в будущем. Решения принимаются исходя из анализа как внешней, так и внутренней среды фирмы. При этом разработка стратегий могут быть скорректированы и в любом случае ее реализация приводить к конкретным результатам.
Исходя из собственного жизненного опыта и изученной теории предложите какую-либо специфическую стратегию.
Название |
Суть стратегии |
Ожидаемые последствия |
Стратегия «Ценовой политики» |
Установление более низкой цены по сравнению с конкурентами, что приведет к увеличению спроса со стороны потребителей. |
Рост спроса на продукцию, существенное снижение цен конкурентов, вследствие снижение прибыли, не покрытие издержек, уход с рынка. |
Назовите специфические особенности стратегического планирования и устно их проанализируйте.
1. Стратегическое планирование основывается на фактических данных, на выводах. Сделанных с помощью исследований.
2. Стратегическое планирование нацелено на получение результатов.