- проведение политики хозяйственной деятельности, непосредственно для максимизации прибыли данного подразделения;
- контроль над своевременным оформлением документов (лицензий, патентов, заключений и т.п.), необходимых для деятельности субъекта;
- контроль за своевременным оформлением и предоставлением отчетов в головную организацию.
В задачи товароведа входит: контроль ассортимента товаров; строгий учет за входными ценами товара, отслеживание предоставляемых скидок, а так же поиск альтернативных товаров по минимальным ценам; контроль цен непосредственно в торговом зале; обработка сертификатов и качественных удостоверений, ведение архива по ним; «раскрутка» новых товаров, их реклама.
Главный бухгалтер выполняет следующие функции: проверка правильности оформления товарного отчета; подготовка и ежемесячная сдача следующих документов: материальный отчет, табель рабочего времени, форма №2, книги покупок, ведение дебиторской и кредиторской задолженности, ведет кассовое хозяйство, в его обязанности входит обеспечение правильности оформления кассовых документов, приходных, расходных ордеров, ведение кассовой книги, снятие контрольно – кассовых лент; выдача наличных денег за товары и услуги, ведение 50-го счета; выдача денег под отчет материально – ответственным лицам и т.п.
Продавцы выполняют следующие задачи:
- непосредственное руководство процессами закупки и реализации;
- обязательное знание своего ассортимента;
- работа с поставщиками и клиентами;
- составление консолидированной отчетности;
- калькуляция расчетов относительно цен товара;
- анализ товарного ассортимента.
Таблица 3 – Динамика производительности труда в ООО «Виола»
Наименование показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Изменение 2007г.к 2005 г. | |
абсол., +;- |
относ., % | ||||
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
2574,2 |
2679,6 |
3264,8 |
690,6 |
127 |
Среднесписочная численность всех работников, человек |
10 |
9 |
9 |
-1 |
90 |
в том числе: - продавцы, человек |
7 |
6 |
6 |
-1 |
86 |
Удельный вес работников в общей численности торговых работников, % |
70 |
67 |
67 |
-3 |
- |
Среднегодовой оборот на одного торгового работника, тыс. руб. |
257 |
298 |
363 |
105 |
141 |
Среднегодовой оборот на одного продавца, тыс. руб. |
368 |
447 |
544 |
176 |
148 |
Основные показатели, характеризующие производительность труда сотрудников магазина за 3 последних года представлены в таблице 3.
Производительность труда в торговле измеряется суммой товарооборота, приходящегося на 1 работника. Для характеристики производительности труда исчисляются два показателя – средний оборот на одного торгового работника и средний оборот на 1 продавца. Как мы можем увидеть из данных таблицы 3, производительность труда одного работника торговли увеличилась на 105 тыс. рублей или на 41%, а производительность труда одного продавца увеличилась на 176 тыс. рублей или на 48%. Расходы по заработной плате занимают в издержках розничной торговли значительный удельный вес, что обуславливает необходимость их тщательного анализа и изыскания резервов экономии.
Расходы на заработную плату анализируют с подразделением ее по группам работников. На предприятиях розничной торговли следует выделять заработную плату продавцов, фасовщиков, кассиров, контролеров, бракеров и административно-хозяйственного персонала. Сумма заработной платы зависит от размера товарооборота, численности и состава работников, производительности труда и ставок оплаты труда
Таблица 4 – Динамика заработной платы персонала ООО «Виола»
Наименование показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Изменение 2007г.к 2005 г. | |
абсол., +;- |
относ., % | ||||
Фонд заработной платы, тыс. руб. |
286 |
315 |
352 |
66 |
123 |
Среднесписочная численность продавцов, человек |
7 |
6 |
6 |
-1 |
86 |
Среднегодовая заработная плата одного продавца, тыс. руб. |
41 |
52,5 |
58,7 |
17,7 |
143 |
Таким образом, фонд заработной платы ООО «Виола» за анализируемый период увеличился на 66 тысяч рублей, или на 23%, в том числе среднегодовая заработная плата продавцов увеличилась на 17,7 тысяч рублей, или на 43%.
Стиль управления в ООО «Виола» - демократичный, руководитель поощряет инициативу сотрудников, использует методы стимулирования труда, такие, как установление заработной платы в двух вариантах – минимальный оклад и проценты от выручки, премии к праздникам, увеличением заработной платы при выходе на работу в праздничные и выходные дни.
Анализируя себестоимость реализуемой продукции, можно сказать, что доля прибыли составляет в среднем 3,5%. Рассмотрим структуру затрат реализованной продукции. (Таблица 5)
Таблица 5 – Структура формирования цены реализуемой продукции
Наименование статьи затрат |
Удельный вес, % |
Закупочная цена продукции |
74,6 |
Коммерческие расходы |
8,6 |
Заработная плата |
5,4 |
Налоги |
5,8 |
Аренда и коммунальные платежи |
2,1 |
Прибыль |
3,5 |
Итого |
100 |