Валовая прибыль за период 2005 – 2007 г.г. увеличилась на 35%, на 50% возросли коммерческие расходы – на доставку товаров, упаковку, расфасовку, таким образом, прибыль от продаж сократилась на 24%.
Таблица 12 – Динамика формирования финансового результата ООО «Виола»
Наименование показателей |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
изменение 2007г. к 2005г. | |
абсол., +;- |
относ., % | ||||
Выручка от реализации тыс. руб. |
2574,2 |
2679,6 |
3264,8 |
690,6 |
127 |
Себестоимость проданных товаров тыс. руб. |
2082,9 |
2171,4 |
2602,9 |
520 |
125 |
Валовая прибыль тыс. руб. |
491,3 |
508,2 |
661,9 |
170,6 |
135 |
Коммерческие расходы тыс. руб. |
388,1 |
400,4 |
583,6 |
195,5 |
150 |
Прибыль от продаж ты сруб. |
103,2 |
107,7 |
78,3 |
-24,9 |
76 |
Прочие операционные расходы тыс. руб. |
- |
23,5 |
53,4 |
53,4 |
- |
Прибыль до налогообложения тыс. руб. |
103,2 |
84,2 |
24,9 |
-78,3 |
24 |
Налог на прибыль тыс. руб. |
79,5 |
66,6 |
- |
-79,5 |
- |
Чистая прибыль ты сруб. |
23,7 |
17,6 |
24,9 |
1,2 |
105 |
Начиная с 2006 года, у организации появились прочие операционные расходы, на конец 2007 года они составили 53,4 тысячи рублей, таким образом, прибыль до налогообложения сократилась на 76%, однако вследствие отсутствия налогов на прибыль в 2007 году чистая прибыль увеличилась на 5%.
На основании данных таблиц проведем анализ рентабельности предприятия (Таблица 13)
Рентабельность производственной деятельности – это отношение прибыли от реализации к сумме затрат по реализованной продукции. Значение данного показателя уменьшилось на 1,95%
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Снижение данного показателя объясняется уменьшением прибыли от реализации вследствие увеличения коммерческих расходов.
Таблица 13 – Динамика показателей рентабельности ООО «Виола»
Наименование показателей |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
абсол. изменение 2007г. к 2005г., +;- |
Рентабельность деятельности, % |
4,95 |
4,96 |
3 |
-1,95 |
Рентабельность продаж, % |
4 |
4 |
2,4 |
-1,6 |
Рентабельность капитала, % |
12,7 |
80,6 |
9,63 |
-3,07 |
Рентабельность капитала исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего капитала, его значение снизилось с 12,7% в 2005 году до 9,63 в 2007 году. Это говорит о снижении эффективности использования собственного капитала.
В целом можно сказать, что предприятие работает успешно, наращивает обороты, однако увеличение цен на закупаемую продукцию и снижение показателей чистой прибыли говорят о том, что руководству ООО «Виола» необходимо искать способы повышения эффективности деятельности.
Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, во многом определяющим степень достижения цели предпринимательской активности, является товарооборот — процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара — торговое предприятие за деньги передает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:
– товара как объекта продажи;
– продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать, во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект; во-вторых, в социально-экономическом аспекте как показатель товарного снабжения населения, как один из показателей уровня жизни.
В торговом предприятии товарооборот определяется объемом денежной выручки за проданные товары. По его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.
Различают товарооборот розничный и оптовый. Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям, как правило, населению, для удовлетворения личных потребностей. На этом процесс обращения товара завершается — товар поступает в сферу потребления и перестает быть товаром. Таким образом, экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом денежных доходов населения на товары.
Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы в денежном выражении, переходящей в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети.