В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации под розничным товарооборотом понимается объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного и домашнего пользования. Такая продажа может производиться как за наличный, так и безналичный расчет.
Розничный товарооборот как статистический показатель содержит объем продажи товаров населению через все каналы реализации: на официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.
Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота, как и оптового, имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном исчислении, качественная - связана со структурой товарооборота. Структура или ассортиментный состав товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:
– выручка от продажи продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;
– товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
– выручка от реализации медикаментов в аптеках;
– выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.
Необходимо четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж по безналичному расчету, расходов, произведенных за счет кассовой выручки.
Товарная структура розничного товарооборота включает продовольственные и непродовольственные товары, которые содержат ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают сорта, модели, размеры.
Структура продовольственных товаров ООО «Виола» состоит из следующих ассортиментных групп:
- кондитерские изделия;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- сыры и колбасные изделия;
- безалкогольные напитки;
- алкогольные напитки;
- табачные изделия.
В качестве непродовольственных товаров ООО «Виола» выступают товары бытовой химии.
Рассмотрим динамику и структуру выручки от реализации товарных групп ООО «Виола»
ООО «Виола» является магазином преимущественно продовольственных товаров. Промышленные товары занимают всего 3,5% от общего объема продаж. Структуру товарных групп рассмотрим в таблице 14
Таблица 14 - Динамика и структура реализации товарных групп ООО «Виола»
Наименование показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
изменение 2007г.к 2005г. | |||||
тыс. руб. |
уд. вес., % |
тыс. руб. |
уд. вес., % |
тыс. руб. |
уд. вес., % |
абсол., +;- |
относ., % | ||
Продовольственные товары в том числе |
2494,4 |
96,9 |
2593,8 |
96,8 |
3150,5 |
96,5 |
656,1 |
126 | |
- кондитерские изделия |
592,07 |
23 |
589,51 |
22 |
652,96 |
20 |
60,89 |
110 | |
- хлеб и хлебобулочные изделия |
128,71 |
5 |
187,57 |
7 |
195,89 |
6 |
67,18 |
152 | |
- табачные изделия |
56,63 |
2,2 |
61,63 |
2,3 |
81,62 |
2,5 |
24,99 |
144 | |
- сыры и колбасные изделия |
1390,1 |
54 |
1366,6 |
51 |
1730,3 |
53 |
340,2 |
124,5 | |
- безалкогольные напитки |
180,2 |
7 |
214,37 |
8 |
293,8 |
9 |
113,6 |
163 | |
- алкогольные напитки |
146,69 |
5,7 |
174,12 |
6,5 |
195,93 |
6 |
49,24 |
133,6 | |
Промышленные товары - бытовая химия |
79,8 |
3,1 |
85,7 |
3,2 |
114,3 |
3,5 |
34,5 |
143 | |
Итого реализовано |
2574,2 |
100 |
2679,6 |
100 |
3264,8 |
100 |
690,6 |
127 |
Как мы можем увидеть из данных таблицы 14, общая реализация продукции увеличилась на 27%, наибольшее увеличение произошло в следующих товарных группах:
- безалкогольные напитки – на 63%;
- хлеб и хлебобулочные изделия – на 52%;
- табачные изделия – на 44%;
- бытовая химия – на 43%;
- алкогольные напитки – на 33,6%.
По остальным товарным группа также произошло увеличение продаж. Так объем продаж кондитерских изделий увеличился на 10%, сыры и колбасные изделия – на 24,5%. Уменьшения ни по одной товарной группе не произошло.