2.Содержание работы
2.1 Организация системы информационного обеспечения пользователей библиотек:
2.1.1 Изучение инфраструктуры регионов обслуживания библиотек, выявление профильности предприятий, учреждений, организаций, государственных и коммерческих структур, их потребностей в информационных услугах.
2.1.2 Изучение потребностей населения регионов обслуживания библиотек в информационно-библиографических услугах.
2.1.3 расширение ассортимента информационных услуг, их совершенствование.
2.1.4 Разработка технологии навых форм информационного обеспечения.
2.1.5 организация рекламы информационных услуг библиотек ЦБС.
2.2 Организация индивидуального и группового информирования пользователей библиотек совместно с подразделениями ЦБС:
2.2.1 Ведение базы данных (картотеки) абонементов индивидуального и группового информирования.
2.2.2 подготовка бюллетеней новых поступлений, тематических списков литературы, экспресс-информаций. Рассылка по библиотекам-филиалам и структурным подращделениям ЦБС.
2.2.3 Информирование органов местной власти (муниципалитетов, префектуры) о новых нормативно-законодательных документах. Информационное обеспечение муниципальных программ.
2.2.4 проведение библиографических обзоров, дней информации, дней специалистов.
2.2.5 Выполнение сложных библиографических справок по запросам пользователей библиотек и библиотек-филиалов, требующих использование центрального информационно-поискового аппарата.
2.2.6 Анализ выполненных справок и причин отказов, изучение использования информационно-поискового аппарата ЦБС.
2.3. организация единого информационно-библиографического банка данных ЦБС:
2.3.1 Формирование информационно-поискового аппарата ЦБС совместно с отделом комплектования и обработки.
2.3.2 Разработка технологии введения автоматизированных баз данных. Определение структуры баз данных, отиентированных для конкретных подразделений ЦБС, конкретных направлений использования. Ведение баз данных.
2.3.3 Анализ баз данных, устранение ошибок, контроль целостности, выполнение их резервного копирования и архивирования.
2.3.4Обеспечение автоматизированного информационно-библиографического поиска по запросам пользователей библиотек и структурных подразделений ЦБС.
2.3.5Изучение рынка библиографических и полнотекстовых баз даннах г.Москвы и России по темам, пользующихся повышенныи спросом.
2.4.Формирование информационной культуры пользователей библиотек ЦБС:
2.4.1Проведение групповых и индивидуальных консультаций, семинаров и библиотечно-библиографических уроков,организация курсов по культуре чтения.
2.4.2Разработка учебных программ для пользователей и библиотекарей по поиску в электронном каталоге. Организация обучения.
2.5.Координация работы с библиотеками других систем и ведомств, органами информациионного обслуживания. Посредническая деятельность между информационными центрами, библиотеками, пользователями.
2.6.Анализ состояния информационной и справочно-библиографической работы библиотек ЦБС. Учет на основе данных структурных подразделений.
2.7.Составление перспективных и текущих планов информационной и справочно – библиографической работы ЦБС, текстовых и статистических отчетов на основе данных структурных подразделений.
2.8.Изучение и обобщение инновационных методов и форм информационной и справочно-библиографической работы, внедрение в практику работы библиотек ЦБС совместно с отделом библитотечного маркетинга и инноваций.
2.9.Участие в системе повышения профессиональной квалификации, оказание консультативной и методической помощи в орга низации информационной и справочно-библиографической работы библиотек ЦБС.
3.Организация работы и управление
3.1. Информационно-библиографический (ИБО) отдел является структурным подразделением Центральной библиотеки. Находится в ведении и работает под непосредственным руководством директора ЦБ.
3.2. В своей деятельности руководствуется законами РФ, в том числе «О библиотечном деле», «Основами законодаткльства РФ о культуре», потсановлениями Министерства и управления культуры, рекомендациями методических центров, Уставом ЦБС, приказами и распоряжениями директора ЦБС, Положениями об отделе.
3.3. Структура и штат отдела утверждаются в принятом порядке. В штат отдела входят: главнй библиотекарь, главный библиограф, библиографы, библиограф-оператор, системный программист, инженер-электронщик.
3.4.Отделом руководит заведующий: главный библиотекарь\библиограф, назначаемый и освобожаемый от занимаемой должности директором ЦБС.
Он несет ответственность за организацию и содержание работы отдела. Обязанности заведующего отделом определяются должностной инструкцией, утвержденной директором ЦБС. Заведующий отдела входит в состав Совета при директоре.
3.5. Сотрудники отдела назначаются и освобождаются от должности директором ЦБС по представлению заведующего отделом в соответствии с трудовым законодательством.
3.6. Отдел составляет перспективные и текущие планы работы, текстовые и статистические отчеты о работе отдела. Планы и отчеты утверждаются директором ЦБС.
3.7.Распорядок работы отдела определяется в зависимости от производственной необходимости и утверждается директором ЦБС./5, с 26-30/
Один из аспектов информационно-культурно-образовательной деятельности библиотеки, обслуживающей подрастающее поколение, - содействие интеллектуальному развитию, расширению сферы делового чтения (хоть это только часть интеллектуального чтения) детей и молодежи. Исследователи чтения выделяют, как известно, три вида: свободное (досуговое). Когда человек читает «для себя» из внутренней потребности, деловое – для цели образования, повышения квалификации, сдачи экзамена и др., пограничное, то есть чтение, рекомендованное кем-то, но предполагающее возможность выбора.
Деловое чтение обеспечивает определенный образовательный и культурный уровень, прививает навыки работы с научной, научно-популярной книгой, навыки поиска и переработки информации. Именно в сфере делового чтения актуальна дидактическая установка научить учиться. Умение учиться не дано личности изначально.
Деловое чтение имеет тенденции, характерные для развития образования, культуры и профессиональной подготовки в целом. Оно предполагает сделать выбор: что читать и как читать, как относиться к прочитанному. Эта литература учит отделять факты от их интерпретации, фиксировать изменения, анализировать различия между способами мышления в разных культурах, воспринимать инокультуры и инакомыслие. Для делового чтения важно также соблюдение правила аутентичности содержания, то есть человек должен быть приучен судить о тексте по самому тексту, а не по его переложению. Деловое чтение предусматривает умение и привычку пользоваться современными информационно-поисковыми системами. Именно поэтому оно является составной частью современного информационно-культурного пространства. Оно приобретается и развивается в течение всей жизни, но его основы закладываются в детстве и юности.