рефераты по менеджменту

ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности

Страница
8

В условиях рыночной экономики на развитие предпринимательства нацеливаются все области (экономическая, правовая, социальная, духовная и т.д.) и все социальные институты того или иного общества. Важная роль в становлении института предпринимательства может быть отведена и библиотекам. Являясь неотъемлимой частью социальной системы, библиотека выполняет функции, связанные с обеспечением механизма социализации личности, т.е. знакомство с окружающей человека жизнью, приспособление и выработка индивидом собственных принципов, позиций, ценностей, норм, установок, стереотипов, социальных ролей, присущих данному обществу, профессиональному сообществу, группе. Социализирующее влияние библиотеки заключается в выявлении комплекса формальных и неформальных норм и ценностей социума и их трансляция посредством библиотечных продуктов и услуг. Предпринимательская деятельность получает правовую основу. В настоящее время разработан и введен целый ряд важных законов, регулирующих эту деятельность. Библиотеки, информируя бизнесменов о законах, нормативно правовых документах, инструктивных и методических материалах по регулированию предпринимательской, экономическому сотрудничеству в условиях рынка, создают для сотрудничества с предпринимательскими структурами, а также поддерживают эти самые структуры. Деятельность библиотеки, связанная с информированием, разъяснением политики, программ, целей, задач, конкретных союзов, партий, ассоциаций, может способствовать консолидации потребностей и интересов разных социальных групп для достижения единых целей экономического и социального развития страны. Сейчас можно говорить о широком изучении предпринимательской деятельности. Подготовка специалистов в области бизнеса, осуществляется на базе различных курсов, бизнес-школ и т.д. Издается учебная литература по различным вопросам бизнеса, необходимая для организации учебного процесса. Информационное обеспечение учебного процесса является традиционной функцией как специальных учебных, так и других типов библиотек. Новая роль библиотеки обусловлена современной концепцией образования, в которой большее значение приобретает задача усвоения методологического знания, т.е. знания, как добыть нужную информацию, как научиться чему-то новому. Библиотечное обслуживание перестает быть просто приложением к различным обучающим программам. С его помощью каждому индивиду предоставляется возможность самостоятельно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.

Практическая реализация социализирующей функции библиотеки должна происходить дифференцированно по отношению к отдельным группам в обществе. Определяющим должны стать профессионализация тех или иных людей, личностные характеристики, сходство и несхожесть интересов, условий жизни и возможностей различных социальных групп.

Библиотекам важно ориентироваться на обеспечение таких социальных интересов и потребностей, которые не только имеют значимость внутри определенного проффессионального сообщества, но и отвечают требованиям общества в целом к данной социальной деятельности.

Эти и многие другие факторы учитывают предприниматели в процессе подготовки бизнес-планов, составляющихся в соответствии со стандартными методиками. Предпринимательская деятельность имеет свою специфическую систему, информационные потребности, обусловленные особенностями планирования, целями, ценностями и способами действий и т.п. Интерес предпринимателя к информации определяется потребностью знания рынка товаров, их сертификации, возможностей и областей приложения денежных средств, а также потребностью в обеспечении законности своей деятельности. Взаимодействие субъектов рынка начинается с описания делового предложения. Точность формулировки делового предложения требует, в свою очередь, моделирования рыночной ситуации. Обычно такое моделирование проводится при составлении бизнес-плана предстоящей деятельности. Помощь в составлении бизнес-плановых, деловых предложений может оказать библиотека, одновременно реализуя и социализирующую, и коммуникативную функции.

В условиях рыночной экономики, когда знания и информация получает статус товара, начинают формироваться региональные рынки информации. Принятие эффективных решений в области предпринимательства невозможно без достоверной информации о них.

Для организации рациональной системы информационного обеспечения предпринимательства сейчас важно опереться на те структуры в регионах, которые уже существуют, имеют хорошую техническую и организационную базу. Это могут быть территориальные центры единой системы ТПП РФ, информационно-аналитические центры поддержки малого предпринимательства, создаваемые в соответствии с федеральной программой, центры научно-технической информации, коммерческие информационные структуры, уже зарекомедовавшие себя на информационном рынке. Важную роль в решении задачи информационного обслуживания предпринимателей способны взять на себя библиотеки, имеющие высококвалифицированных специалистов, обширные информационно-документальные фонды, отработанные формы и методы предоставления различных видов информационных услуг.

Информационные потребности, связанные с предпринимательской деятельностью, могут идентифицироваться не только с самим бизнесом, но и с научной, преподавательской, учебной, управленческой деятельностью. В этой связи можно отметить все большее расширение функций универсальных научных библиотек, возглавляющих систему библиотечного обслуживания в Российской Федерации. Благодаря своим фондам, именно они могут обеспечивать весь спектр функциональных потребностей связанных с предпринимательской деятельностью. /22, с 24-25./

Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок. Прежде всего это тотальная информатизация: повсеместное распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами работы с формализованными знаниями беспрецедентное сокращение дистанций между появлением новой идеи и освоением ее индивидами и др. Вторая предпосылка – убыстрение технических средств реализации идеи, то есть сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующих для ее материального воплощения. И как результат этого – возрастание самоценности образования, квалификации, творческой продуктивной деятельности. Третья предпосылка – рефлексивная предметизация природной и социальной среды, то есть процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.

Во всем мире отмечается рост самоценности культуры и образования, преодоление противоречий между ними. В то же время развитые страны уже давно столкнулись с проблемой так называемой функциональной или вторичной неграмотности, что означает неспособность части населения, даже окончившей средние и высшие учебные заведения, воспринимать смысл коротких и несложных прочитанных текстов.

Таким образом усложнение информационного пространства, появление новых технологий, техники не снимают, а, наоборот, углубляет проблемы воспитания и читательской культуры, навыков, умений и способов поиска и освоения информации на традиционных носителях. /16, с 36-37./

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту