Рынок судоремонта в Приморском крае находится на стадии спада. Основными конкурентами являются Япония, Китай, Южная Корея, Вьетнам. Одной из крупнейших баз судостроительной и судоремонтной отраслей Китая является Шанхай: здесь осваивается 30% всех финансовых средств КНР на судостроение. Вблизи от Шанхая находится самый крупный в Китае судоремонтный завод «Наньтун», который, являясь совместным предприятием с японской фирмой «Кавасаки», осуществляет ремонт судов всех типов. Рынок судостроения и судоремонта в Китае, имеет устойчивую тенденцию к росту. Для судоремонтных заводов восточно-азиатского региона Приморские судоремонтные заводы очень слабые конкуренты. На это есть ряд основных причин:
1) высокая стоимость услуг;
2) применение старых технологий;
3) временные сроки проведения ремонта увеличены по сравнению с конкурентами;
Также рынок судоремонта не попадает под сферу деятельности НИОКР. Основные виды работ, выполняемых судоремонтниками, достаточно стандартны и кардинальный технологический прорыв, обеспечивающий неоспоримое и существенное конкурентное преимущество, маловероятен.
Главное направление, которому необходимо следовать судоремонтным заводам – это поиск каналов сбыта. Для этого нужно взаимодействовать и поддерживать связи с судовладельцами. Гарантией загруженности завода могут стать долгосрочные договоры о сотрудничестве с судоходными компаниями.
У судоремонтного завода, как и у любого другого предприятия во главе должен быть грамотный управленец. Таким образом, кто успеет собрать управленческую команду высокого уровня, тот и выиграет в среднесрочной перспективе в конкурентной борьбе.
В настоящий момент происходит реструктуризация судоремонтных и судостроительных заводов, в ходе которой учреждается ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», 100% акций которого находится в федеральной собственности. На правах дочерних акционерных обществ ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» учреждаются ОАО «Западный центр судостроения», ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», 100% акций которых находятся в федеральной собственности. Совет директоров ОАО «ОСК» будет состоять из 11 человек. Проект Устава ОАО «ОСК» одобрен на Правительственной Комиссии по обеспечению интеграции предприятий судостроительного комплекса РФ под руководством Министра промышленности и энергетики РФ В.Б. Христенко. Уставной капитал дочерних компаний формируется внесением в качестве вклада РФ находящихся в федеральной собственности пакетов акций АО судостроения и денежных средств в размере 25 млн. рублей. Возникновение такой корпорации является главной перспективой в развитии судоремонта и судостроения.
Ресурсное обеспечение стратегии развития судоремонтной и судостроительной промышленности будет производиться за счет использования средств федерального бюджета и внебюджетных средств:
1) собственных средств предприятий;
2) привлеченных средств инвесторов;
3) инвестиций в рамках партнерских соглашений;
4) средств субъектов Российской Федерации.
10 мая 2009 года Комсомольск-на-Амуре посетил с визитом премьер России В.В. Путин. Он отметил, что сегодня необходимо выработать комплекс мер по поддержке одного из ключевых подразделений ОАО “ОСК” - Дальневосточного центра судостроения и судоремонта. Это немалый центр: 10 заводов и научных организаций. Здесь работают более 15 тысяч человек. Причем некоторые предприятия являются градообразующими. От стабильности их работы во многом зависит социальное благополучие региона.
Премьер рассказал, что при создании корпорации в ее состав были включены судоремонтные заводы Министерства обороны РФ. Естественно, они по-прежнему будут основными поставщиками услуг по ремонту и обслуживанию кораблей Военно-морского флота России. Соответствующая договоренность достигнута между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией.
Решение о создании корпорации особенно значимо для Дальневосточного региона. И для его практической реализации следует сформировать единую систему долгосрочных государственных заказов на ремонт и модернизацию кораблей Тихоокеанского флота и Пограничной службы, а также принять меры по реорганизации и восстановлению устойчивой работы расположенных на Дальнем Востоке судоремонтных заводов.
Диагностика хозяйственной деятельности предприятия - вид анализа, определяющий ситуации, в которых находится предприятие, то есть выявляющий обстоятельства, воздействующие на весь ход его хозяйственной и финансовой деятельности.
Цели диагностики - выявить место, которое занимает предприятие в общем экономическом пространстве, его текущие возможности и потребности.
В процессе диагностики хозяйственной деятельности проведем следующие виды анализа:
1) SWOT - анализ;
2) Анализ конкурентов предприятия;
3) Финансовый анализ.
SWOT – анализ
Под SWOT – анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон фирмы, оценку его возможностей и потенциальных угроз.
На первом этапе SWOT – анализа перечислим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации. Представим их в таблице 2.
Таблица 2 – Матрица SWOT – анализа
1. Сильные стороны: |
2. Слабые стороны: |
1.1. Наличие постоянных потребителей 1.2. Высокое качество оказываемых услуг 1.3. Квалифицированный персонал |
2.1. Недостаток финансов 2.2. Несоответствие структуры предприятия, обозначенным целям 2.3. Отсутствие молодых кадров |
3. Возможные угрозы: |
4. Благоприятные возможности: |
3.1. Жесткая конкуренция 3.2. Наличие устаревшего оборудования 3.3. Возможность ухода квалифицированного персонала |
4.1. Проведение государством политики по поддержанию и развитию судоремонта в России 4.2. Хорошая репутация предприятия 4.3. Получение государственных заказов |
Вторым этапом анализа будет количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды. На пересечении строки и столбца ставится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сторон, возможностей и сильных сторон, угроз и слабых сторон, возможностей и слабых сторон. Применим пятибалльную шкалу оценки значимости:
1) очень сильная - 5 баллов;
2) сильная - 4 балла;
3) умеренная - 3 балла;
4) слабая - 2 балла;
5) нейтральная - 1 балл.
Таким образом, получаем экспертную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон предприятия, с угрозами и возможностями внешней среды. Представим эти данные в виде матрицы (Таблица 3).