На сегодняшний день международная практика и опыт проведения реструктуризации в России свидетельствуют о том, что реструктуризация - это одна из сложнейших управленческих задач. Она не является единовременным изменением в структуре капитала или в производстве. Это процесс, который должен учитывать множество ограничений и специфику той компании, в которой он проводится. Следовательно, проводить его необходимо, уже имея четкие цели, концепцию реструктуризации, понимание каждого из ее этапов и методов, с помощью которых необходимо действовать.
Проект реструктуризации - это проект по приведению условий функционирования компаний в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития (рисунок 2).
Рисунок 2. - Иерархия задач реструктуризации предприятий
Особенности проекта реструктуризации:
1) Во-первых, проекты реструктуризации имеют специфичную структуру проектного цикла: относительно короткую прединвестиционную и длительную инвестиционную фазу, нередко совмещенную с эксплуатационной - заказчики подобных проектов не хотят долго ждать результатов исследований, но настаивают на обязательном сопровождении проекта до получения заявленных результатов.
2) Во-вторых, прединвестиционная фаза проекта практически сводится к диагностике и анализу полученных результатов (как правило, речь не идет о прединвестиционных технико-экономических исследованиях жизнеспособности проекта).
3) В-третьих, проекты реструктуризации требуют весьма сложного сопровождения с высокой вероятностью изменений в ходе их осуществления.
Особую сложность, в силу отсутствия в сегодняшней России современных стандартных систем учета и отчетности, представляет методология диагностики предприятий, в силу чего потребовалось создание системы специальных баз данных, а также пакета оригинальных методик, включающего:
1) Ситуационный анализ,
2) Организационно-управленческий анализ,
3) Финансово-экономический анализ,
4) Производственно-хозяйственный анализ,
5) Анализ кадрового потенциала.
Укрупненно ситуационный анализ включает: SWOT-анализ, а также анализ стратегической позиции, сегментов рынка, конкурентов и позиционный анализ.
В рамках организационно-управленческого анализа рассматриваются: система целей организации и стратегий их достижения, организационная структура управления, система процессов управления и структуры информации, организационная культура компании.
В задачи финансово-экономического анализа входят: оценка эффективности деятельности компании с прогнозом ее развития на ближайшую перспективу; оценка динамики финансовых показателей за определенный период времени и факторы, вызвавшие эти изменения; оценка финансовых ограничений на пути преобразований; выявление и оценка возможных источников финансирования проекта и возможный эффект от его реализации.
Производственно-хозяйственный анализ подразумевает: анализ использования основных фондов, анализ использования основных ресурсов, анализ использования труда и заработной платы.
Анализ кадрового потенциала преследует следующие цели: административную, информационную, мотивационную.
Важное значение имеет определение миссии компании, подвергающейся реструктуризации, и следующих из нее стратегических целей развития.
Особое значение, в силу специфики хозяйствования в сегодняшней России, имеет такой элемент проектов реструктуризации, как переход к системе Всеобщего Управления Качеством. В этом случае в качестве первого шага предусматривается разработка таких систем менеджмента качества, которые позволяют в дальнейшем провести сертификацию на соответствие требованиям ISO 9000. Характерно, что интерес к этой задаче год от года возрастает, несмотря на необходимость значительных дополнительных затрат и, как уже упоминалось, тяжелое финансовое положение большинства российских предприятий. Это объясняется очевидным практическим соображением: без конкурентоспособности на международном уровне предприятию трудно выжить.
Для того, чтобы успешно осуществить вышеперечисленные этапы, необходимо правильно сформулировать цели реструктуризации. Они определяются исходя из общей стратегии компании. В терминологии менеджмента, стратегия - это генеральное направление действий компании, следование которому в перспективе должно привести к запланированным целям.
Процесс выбора стратегии (таблица 1) происходит после уяснения текущей стратегии компании и проведения тщательного анализа портфеля продукции. Последнее действие представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Ведь анализ портфеля позволяет сбалансировать риски бизнеса, его денежные поступления, что приводит к повышению общей финансовой отдачи.
В условиях российской экономики грамотный анализ бизнес-портфеля с последующей разработкой программы реструктуризации может существенно улучшить положение компании и в несколько раз повысить ее стоимость. Такой эффект объясняется тем, что бизнеспортфели российских компаний сейчас не упорядочены и избыточно диверсифицированы, порождают у инвесторов слишком много вопросов, и, как следствие, недооценены.
Таблица 1 - Эталонные стратегии развития компании
Тип стратегий | |
Стратегии концентрированного роста |
Стратегия усиления позиций на рынке |
Стратегия развития рынка | |
Стратегия развития продукта | |
Стратегии интегрированного роста |
Стратегия обратной вертикальной интеграции (экспансия на рынке поставщиков) |
Стратегия вперед идущей интеграции (экспансия на рынке систем распространения и торговых структур) | |
Стратегии диверсифицированного роста |
Стратегия центрированной диверсификации |
Стратегия горизонтальной диверсификации | |
Стратегия конгломератной диверсификации | |
Стратегии сокращения |
Стратегия ликвидации |
Стратегия "сбора урожая" | |
Стратегия сокращения | |
Стратегия сокращения расходов |
Последние зарубежные исследования в области стратегического управления свидетельствуют о том, что специализированные компании эффективней диверсифицированных. Качество их продукции гораздо лучше, производительность труда в таких компаниях выше, а развитие динамичней.
В начале 90-х годов один из профессоров бизнес-школы университета Columbia Фрэнк Лихтенберг провел исследование 17 000 американских заводов. Оно показало, что диверсификация отрицательно влияет на производительность труда. Чем больше число отраслей, в которых ведет деятельность компания-владелец завода, тем меньше производительность труда на отдельно взятом заводе. Работы других исследователей показывают, что и прибыльность корпораций страдает в результате диверсификации.