Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка проблемы складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями, перекрываемых данной проблемой (Таблица 6).
Таблица 6 – Количественная оценка проблем компании
Проблема |
Оценка |
Дальнейшее повышение качества оказываемых услуг, исходя из требований потребителей. |
12 |
Существующий кадровый потенциал в состоянии дополнить недостающие возможности оборудования. |
8 |
Недопущение ухода квалифицированного персонала для сохранения качества, оказываемых услуг. |
12 |
Возможность предоставления новых видов услуг, таким образом, заключение долгосрочных контрактов и привлечение большего числа потребителей. |
9 |
Возможность выхода на более крупный рынок, дальнейшее развитие. |
14 |
Поддержание высокого качества услуг, необходимого для получения государственных заказов. |
12 |
Использование средств федерального бюджета и внебюджетных средств. |
27 |
Изменение структуры предприятия за счет удаления ненужных подразделений. Привлечение и обучение молодых производственных рабочих. Повышение производительности труда. |
40 |
Таким образом, по данным таблицы 6 видно, что наибольшую оценку – 40 баллов получило последнее проблемное поле. Предприятию в настоящее время при всех его сильных и слабых сторонах, возможных угрозах и благоприятных возможностях необходимо менять организационную структуру. Это будет первым и самым важным шагом в направлении стабилизации положения предприятия на рынке. Также привлечение и обучение молодых производственных рабочих будет способствовать повышению производительности труда и обеспечит предприятие квалифицированными кадрами в перспективе.
Анализ конкурентов предприятия.
Существует много предприятий, которые оказывают услуги по судоремонту, как и ОАО “178 Судоремонтный завод”. Все эти заводы являются конкурентами для анализируемого предприятия и их можно разделить на две группы:
1) Приморские судоремонтные заводы;
2) Судоремонтные заводы восточно-азиатского региона.
В настоящее время все приморские заводы находятся примерно в одном и том же неудовлетворительном положении - прибыль заводов падает, накладные расходы растут, кредиторская задолженность увеличивается, наблюдаются задержки по заработной плате персоналу. Но в то же время за счет осуществляемой государством политики в данной отрасли у заводов появилась перспектива в стабилизации их положения и дальнейшего развития. Государством принято решение о создании ОАО “Объединенная судостроительная корпорация”, в которое будут входить как судостроительные заводы, так судоремонтные, принадлежавшие Министерству Обороны РФ. Финансирование данной корпорации будет осуществляться из федерального бюджета и внебюджетных фондов. ОАО “178 Судоремонтный завод” уже стало дочерней компанией корпорации. По окончанию образования ОАО “ОСК” между судоремонтными заводами, вошедшими в корпорацию, и остальными произойдет разделение по объектам, оказываемых услуг. ОАО “ОСК” будет оказывать судоремонт военных и гражданских суден, а остальные судоремонтные заводы – только гражданских. Таким образом, конкурентная борьба возможна только при оказании гражданского судоремонта, в которой скорей всего ОАО “ОСК” будет уступать другим заводам в силу своей военной направленности.
Судоремонтные заводы восточно-азиатского региона на данный момент имеют больше преимуществ, чем Приморские и являются довольно сильными конкурентами. Правительство Китая уже давно направило свои действия на создание мощного флота при этом, финансируя и развивая судоремонт. Заводы восточно-азиатского региона снабжены более современным оборудованием и осуществляют свою деятельность, применяя инновационные технологии. Оплата труда наемных рабочих в восточно-азиатском регионе требует меньших затрат. А также, если акцентировать внимание на отдельно взятых судоремонтных заводах Китая, то у них существует дополнительное преимущество. Например, в силу своего географического положения в г. Шанхай не бывает холодного времени года, температура воздуха не достигает отрицательных значений. Судоремонтные заводы не требуют дополнительных затрат на отопление помещений.
В связи со всеми этими преимуществами судоремонтные заводы восточно-азиатского региона имеют свободные финансовые ресурсы, которые направляются на развитие предприятия. А также появляется возможность снижения стоимости услуг и привлечения этим большего числа потребителей.
Далее проведем оценку положения ОАО “178 Судоремонтный завод” по отношению к конкурентам по различным показателям (Таблица 7). Оценка по каждому показателю ставится в соответствии с пятибалльной шкалой:
1) 5 – отсутствие конкурентов;
2) 4 – лучше конкурентов;
3) 3 – одинаково;
4) 2 – хуже конкурентов;
5) 1 – полное превосходство конкурентов.
Суммарная оценка выполняется по каждому показателю. Здесь же определяется относительная оценка показателя, которая представляет собой процент от идеального значения и вычисляется по формуле:
О = S*100 / 5*К (1)
где К – количество показателей в разделе;
S – суммарная оценка по показателю;
O – относительная оценка показателя.
Если показатель по отношению к конкурентам имеет следующие числовые значения, то выводы будут следующие:
- при О > 90% - положение предпочтительное;
- при 75% < О < 90% - положение стабильное;
- при 60% < О < 75% - положение удовлетворительное;
- при 45% < О < 60% - положение нестабильное;
- при О < 45% - положение критическое.
Таблица 7 – Матрица анализа конкурентов
Показатель |
Оценка в сравнении с конкурентом |
Суммарная и относительная оценка |
Выводы и рекомендации |
1. Услуга | |||
1.1. Диапазон (ассортимент) предоставляемых услуг |
3 |
15 и 60% |
Положение удовлетворительное. Рекомендации: Улучшить качество оказываемых услуг, полностью задействовать производственные мощности. |
1.2 Качество |
3 | ||
1.3 Формы обслуживания |
3 | ||
1.4 Категорийность обслуживания |
3 | ||
1.5 Невозможность отказа |
3 | ||
2. Цена | |||
2.1 Позиционирование цены |
3 |
8 и 53% |
Положение нестабильное. Рекомендации: Расширить условия платежей, снизить себестоимость услуг для возможности уменьшения цены. |
2.2 Скидки |
2 | ||
2.3 Условия платежей |
3 | ||
3. Продвижение | |||
3.1 Реклама |
2 |
11 и 55% |
Положение нестабильное. Рекомендации: Нужно больше заниматься продвижением предприятия на рынке, организовать рекламу. |
3.2 Постоянство клиентуры |
3 | ||
3.3 Стимулирование увеличения круга потребителей |
2 | ||
3.4 Связи с общественностью |
4 | ||
4. Предоставление услуг | |||
4.1 Направления деятельности |
3 |
15 и 60% |
Положение удовлетворительное. Рекомендации: Сократить продолжитель- |
4.2 Плотность услуг |
4 | ||
4.3 Цикл заказа |
2 | ||
4.4 Материальные запасы |
3 | ||
Продолжение таблицы 7 | |||
4.5 Обеспечение транспортом |
3 |
ность цикла заказа, рационально управлять материальными ресурсами. | |
5. Формы контроля | |||
5.1. Мониторинг внешней среды |
2 |
8 и 53% |
Положение нестабильное. Рекомендации: Отслеживать и соответствовать изменяющимся условиям внешней среды |
5.2. Контроль трудовой дисциплины |
3 | ||
5.3. Контроль качества обслуживания клиентов |
3 |