В результате построения матрицы SWOT – анализа (см. прил. 3) сформулированы основные проблемы и предпосылки развития НЗБИ, осуществлено обоснование рекомендаций по основным стратегическим направлениям развития бизнес-инкубатора.
Главной задачей для Бизнес-инкубатора на сегодняшний день является переход к самофинансированию. К основным препятствиям на этом пути относятся:
1. В сфере информационных и консультационных услуг, в бизнес-планировании
а) Неготовность потенциальных клиентов оплачивать рыночную стоимость услуг
Предоставление услуг по льготным тарифам, которые на порядок ниже рыночной стоимости, создало у потенциальных клиентов впечатление, что такое положение будет продолжаться всегда, никто из них не задумывался о реальной стоимости услуг. Резкий переход на увеличенные тарифы очень может оказаться весьма болезненным как для клиентов, так и для Бизнес-инкубатора.
Поэтому, необходим переходный период, в который стоимость услуг придётся повышать поэтапно, сначала до уровня окупаемости затрат, а затем до рыночной их стоимости. Также, будет необходимо временное разделение клиентов условно на тех, кто способен оплачивать полную стоимость услуг, и на тех, кто действительно нуждается в поддержке в виде льготных тарифов. Этот этап может продлиться около 6 месяцев.
б) Низкий уровень компьютеризации малых и средних предприятий города затрудняет распространение современных видов услуг.
Сотрудникам НЗБИ необходимо прилагать максимальные усилия, чтобы убедить возможных клиентов в необходимости тех или иных видов услуг, и ещё больше нужно усилий, чтобы убедить клиента потратить средства на приобретение компьютеров.
В целях развития новых видов услуг планируется приобретение переносного компьютера (ноутбука), позволяющего наглядно демонстрировать возможности и выгоды услуг с выездом на предприятия.
2. В сфере услуг бизнес-парка.
а) Из-за недостаточности средств у Бизнес-инкубатора для восстановления помещений бизнес-парка в полном объёме, большая часть помещений сдавалась и сдаётся в настоящее время в аренду с условием, что арендатор часть затрат по восстановлению помещений несёт сам, а затем предъявляет их Бизнес-инкубатору в счёт оплаты за аренду.
б) Отсутствие обычной электросвязи в районе размещения Бизнес-парка.
Для возможности предоставления таких видов услуг арендаторам бизнес-парка, как факсимильная связь, междугородние переговоры, электронная почта и поиск информации в Интернете, Бизнес-инкубатор вынужден был в своё время с участием проекта МЕРИТ (Тасис) установить радиотелефон с факсом и радиодоступ к Интернету со сравнительно высокими затратами, как первоначальных, так и постоянных эксплуатационных, что затрудняет их окупаемость за счёт клиентов, особенно, в первоначальный период, когда клиентов очень мало.
Бизнес-инкубатор вынужден предоставлять эти услуги по льготным тарифам. Необходимо усиленно пропагандировать эти услуги среди всех возможных клиентов этого района города, чтобы за счёт увеличения числа клиентов снизить фактическую стоимость единичной услуги каждому.
3. Связанные с вновь внедряемым услугам.
Нетрадиционные для города услуги, такие как полный компьютерный учёт, оценка имущественного комплекса, оценка менеджмента, разработка программы реструктуризации требуют большого по протяжённости периода и значительных усилий со стороны консультантов, чтобы внедрить их на предприятиях города.
Трудность заключается в отсутствии возможности у Бизнес-инкубатора приобрести необходимое программное обеспечение и оплачивать работу консультантов в период, когда их услуги не окупаются, а без предоставления таких услуг невозможно добиться их увеличения числа заказов до уровня окупаемости. Только при наличии внешних источников финансирования можно решить данную проблему.
4. Связанные с услугами учебного центра.
Возможности учебного центра в настоящее время существенно ограничены имеющимся оборудованным помещением (1 компьютерный класс на 10 мест), который эксплуатируется 12 часов в сутки (4 смены в день по 3 астрономических часа). При этом существует устойчиво растущий спрос на этот уже традиционный для бизнес-инкубатора вид услуг (запись на курсы ведется уже на декабрь текущего года).
Есть потребность в осуществлении других, более современных, более доходных обучающих программ. Есть и интеллектуальный потенциал для их осуществления, но в виду названной выше проблемы Бизнес-инкубатор и учебный центр не приступают к их реализации. Из-за значительного объема требуемых первоначальных затрат, в настоящем времени не планируется увеличение учебных площадей. Необходимо в большей степени использовать интеллектуальные возможности для проведения разовых обучающих семинаров, что позволит также в большей степени загружать по времени имеющийся учебный кабинет и имеющиеся специальное оборудование.
В виде краткосрочной стратегии необходимо за счет расширения номенклатуры услуг, увеличения их объемов и повышения качества и перевода всех услуг на коммерческую основу добиться перехода на самоокупаемость.
Перечень услуг, на которые предполагается повышение тарифов до их коммерческой стоимости:
– разработка бизнес-планов;
– разработка обоснований инвестиций;
– обучение предпринимательству, работе на компьютере и др.;
– маркетинговые исследования;
– информационные услуги через Интернет.
За время работы НЗБИ постоянно отслеживались все пожелания клиентов, которые на тот период не могли быть удовлетворены в силу ряда проблем, имевших под собой технические, организационные, образовательные и пр. причины.
На сегодня эти пожелания клиентов сформированы в плане доходов в виде конкретных услуг, рассчитана их цена и планируемый объем; специалисты НЗБИ получили соответствующее образование. Вводится 12 видов новых услуг:
– юридическое оформление. Представляет собой пакет услуг по составлению учредительных документов вновь организуемого юридического лица, регистрации юридического лица во всех внебюджетных фондах, получение кодов статистического учета в отделении Госкомстата РФ и индивидуального номера налогоплательщика в ИМНС РФ;
– исследование и изучение технологии. Услуга, реализуемая под конкретный специфический заказ производственных предприятий. Представляет собой подбор оптимального варианта производственного оборудования в зависимости от финансовых возможностей заказчика, площади производственного помещения, подведенных к помещению коммуникационных сетей, наличия подготовленных трудовых ресурсов;
– поиск экспертов и специалистов. Услуга, по своему наполнению аналогичная предыдущей. Будет оказываться в случае невозможности подбора технологии, решения других производственных, финансово-управленческих проблем своими силами.
– организация занятий и семинаров. Для оказания данной услуги имеются все возможности: помещение, техническое обеспечение.