Удельный вес продукции малого бизнеса в валовом национальном продукте (ВНП) развитых стран уже превысил 50%. С середины 60-х годов до настоящего времени количество малых предприятий увеличилось в США более чем в 4 раза. В странах Европейского Сообщества наиболее типичным для бизнеса стало микропредприятие с численностью до 9 человек. С развитием малого бизнеса государства-члены ЕС связывают возможность экономического подъема отсталых регионов и снижения социальной напряженности в обществе. В последнее десятилетие малый бизнес обеспечил создание около 80% новых рабочих мест в Западной Европе и США. [19.C.8].
Вместе с тем, малые предприятия более уязвимы по сравнению с крупными. Основные проблемы в следующем:
– недостаток финансов, особенно в период становления малого предпринимательства;
– повышенная чувствительность к макроизменениям;
– низкий уровень компетенции руководства малых предприятий в вопросах управления.
Таким образом, для эффективного развития предпринимательства необходима поддержка, в первую очередь со стороны государства. Правительства практически всех развитых стран выработали долговременную политику в отношении малого бизнеса. Государственная поддержка реализуется через развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, финансово-кредитную поддержку, налоговые льготы, помощь в получении банковского кредита и субподрядов и т.д. Существуют многочисленные структуры, ведущие подготовку предпринимателей, консалтинговую и информационную поддержку, содействующие в продвижении товаров и получении кредитов и инвестиций. Но наиболее полную поддержку малое предпринимательство получает в так называемых бизнес-инкубаторах (БИ).
Первый бизнес-инкубатор появился в США в 1959 году. В пустующих после закрытия фабрики помещениях люди, оставшиеся без работы, открыли свои малые предприятия. В 1985 году в мире уже действовали около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 их насчитывалось 470, в 1995–1000! Справедливости ради следует отметить, что в мире, как и у нас, нет четкого определения понятия БИ и отличия его от других форм поддержки малого предпринимательства. Поэтому указанные цифры следует считать приблизительными.
Бизнес-инкубатор – это организация, создающая наиболее благоприятные условия (среду), для стартового развития малых предприятий
Концепция инкубирования тесно связана со стратегией развития малого бизнеса в конкретном регионе. При этом преследуются следующие цели создания бизнес-инкубатора:
– содействие изменениям в регионе, способствующих обеспечению продуктивных рабочих мест и формированию нового имиджа региона (характерно для регионов, в которых преобладают традиционные или устаревающие отросли промышленности);
– создание развитой инфраструктуры, в первую очередь для фирм, базирующихся в БИ и способных работать на партнерских началах с крупными различными промышленными и научно-техническими компаниями региона;
– обеспечение высокими технологиями и инновациями развития местной промышленности и экспортно-импортной деятельности в необходимом для местной промышленности направлении;
– содействие укреплению связей между университетом (вузом или исследовательским центром) и местной промышленностью;
– поощрение и обеспечение формирования и роста новых предприятий, продвигающих новые технологии;
– создание среды, способствующей взаимообмену ресурсами, людьми, идеями, оборудованием между наукой и промышленностью региона.
Множественность целей создания таких структур как бизнес-инкубатор, а так же многообразие их практической реализации объясняет отсутствие единой терминологии, несмотря на более чем сорокалетний период их развития.
Наиболее полная, на мой взгляд, классификация бизнес-инкубаторов предложена Полом Хэнноном (Бизнес-школа университета, г. Дархэм, Великобритания). Она во многом опирается на идентификацию специфических групп клиентов-пользователей услугами бизнес-инкубатора. Хэннон выделяет пять групп бизнес-инкубаторов (и в таком виде научные парки или инкубаторы инновационного бизнеса уже можно рассматривать как один из вариантов бизнес-инкубационных структур):
– местные общественные организации (выполняют социальную роль поддержки развития малого предпринимательства, как правило, направлены на решение каких либо специфических региональных проблем и не являются коммерческими предприятиями);
– бизнес-инкубаторы, нацеленные на формирование и развитие малого предпринимательства. Здесь в качестве основного критерия используется количество создаваемых рабочих мест, при этом возможна поддержка как вновь создаваемых, так и действующих (растущих) предприятий;
– бизнес-инкубаторы, ориентированные на поддержку определенных слоев населения (молодежь, женщины, национальные меньшинства), т.е. тех групп, которые слабо адаптируются к рынку;
– бизнес-инкубаторы, предоставляющие на определенных условиях офисные помещения и различные услуги (такая организация фактически является бизнес-центром);
– инновационные (технологические) бизнес-инкубаторы, которые сориентированы на поддержку малых инновационных фирм (МИФ), развивающие инновационные технологии и продукты.
Наибольший опыт в инкубировании малых предприятий накоплен в США. В последние годы в США все больше бизнес-инкубаторов, созданных при исследовательских и научных центрах. Развиваются инновационные центры, направленные на поддержку нововведений.
Особо хотелось бы отметить увеличение в США так называемых «бизнес-инкубаторов без стен». Клиенты таких бизнес-инкубаторов пользуются всем перечнем обычных услуг (в первую очередь информационных и консалтинговых) за исключением аренды офиса. В результате, такому бизнес-инкубатору для начала деятельности требуется всего несколько комнат и небольшие финансовые вложения. Число же клиентов увеличивается в десятки раз по сравнению с обычным бизнес-инкубатором. Подобная структура оказалась очень эффективной в плане поддержки малого бизнеса в регионе.
Интересно, что идеи инкубирования малого бизнеса неожиданно активно стали развиваться и внутри крупных компаний.
Явная эффективность деятельности малых предприятий и результативности выведения исследователей и разработчиков-новаторов из-под административного контроля побудила крупные компании практиковать создание независимых подразделений (команд, групп, бригад и т.п.) внутри своей организационной структуры. Деятельность таких подразделений связана с созданием, производством и реализацией новых продуктов (товаров).
Наиболее распространенным решением стало создание в организации «товарных групп» многофункционального профиля, т.е. группирующих в себе функции, необходимые для реализации проекта, и деятельность, начиная с исследовательской и заканчивая опытным производством. Членами «продуктовой группы» являются работники разных уровней. В ее составе команды – исследователи, новаторы и изобретатели, а также те, кому предстоит воплощать идеи в конкретные продукты. Там могут быть менеджеры и рабочие, инженеры и бухгалтеры.