Конкуренты – это изделия того же функционального назначения, имеющиеся в продаже, в эксплуатации у потребителей, разрабатываемые другими фирмами и другие варианты своей фирмы. Проблема конкуренции между фирмами, которые занимаются реализацией практически идентичных товаров, очень ощутимая для каждого из них. Так как разница в ассортименте товара невелика, а число фирм, которые предлагают свою продукцию и услуги с каждым годом растет. То единственным способом выйти победителем в конкурентной борьбе остается маркетинг.
Чтобы правильно идентифицировать своих основных конкурентов, фирма UFESSA рассматривает их с отраслевой точки зрения. Отрасль – совокупность компаний, предлагающих рынку определенный продукт или группу товаров – близких субпродуктов. В данном случае тип отраслевой структуры можно определить как чистая конкуренция – на рынке оперирует достаточно много конкурентов, предлагающие однородные товары и услуги. Однако с течением времени конкурентная структура отрасли может измениться.
Ниже (таблица № 2) приведен анализ самых главных конкурентов фирмы GENERAL. Некоторые из названных компаний представляют собой большую сеть региональных офисов и собственных магазинов, расположенных не только в Украине, но и за ее пределами.
После того, как состав сегментов рынка и их общая емкость определены, необходимо выявить конкурентов в каждом рассматриваемом сегменте. К изделиям-конкурентам необходимо предъявить важное требование: в любом географическом регионе необходимо рассматривать конкурентов, отечественных и зарубежных. И обязательно лучшие варианты, соответствующие мировому уровню. Если этого не сделать и рассматривать только «местных» конкурентов, требования к качеству проектируемого изделия будут занижены, и разработчики не будут иметь сведений о конкурентоспособности своего изделия на мировом рынке.
Результаты выполненного анализа емкости, сегментов, занятых конкурентами, расчетов доли конкурентов в общей емкости рынка заносим в таблицу №2.
Таблица № 2
Города |
Емкость рынка | ||||||||||
Общая, шт./год |
UFESA RA2226 |
AIRCOMFORT AD-H900R |
Итого конкурентов |
Свободная |
Целевая | ||||||
% |
шт./год |
% |
шт./год |
% |
шт./год |
% |
шт./год |
% |
шт./год | ||
Киев |
20300 |
10 |
2030 |
35 |
7105 |
50 |
10150 |
65 |
13195 |
65 |
13195 |
Харьков |
9470 |
5 |
473,5 |
25 |
2367,5 |
40 |
3788 |
50 |
4735 |
50 |
4735 |
Итого: суммы емкости, средние проценты |
29770 |
8,4 |
2504 |
31,8 |
9473 |
46,8 |
13938 |
60,2 |
17930 |
60,2 |
17930 |
Рассматриваемое изделие необходимо сравнить с изделиями-конкурентами по основным характеристикам. При сравнении целесообразно применять методику комплексного анализа показателей качества с расчетами обобщенных показателей качества и уровня качества. Анализ качества проводим в каждом сегменте рынка.
Расчеты и анализ конкурентоспособности при использовании этой методики выполняем следующим образом:
1. Из всех изделий-конкурентов выбираем лучшие варианты, пользующиеся спросом на рынке.
2. Формируем перечень основных показателей качества, характерных для рассматриваемых изделий: мощность, температура нагрева электрообогревателя, объем, вес, оптимальный объем нагреваемого помещения, цена (записываем в таблицу № 3).
3. Определяем абсолютные значения i-тых показателей j-тых вариантов (Pij) и заносим в сводную таблицу; для частотных характеристик записываем действительные значения показателей качества рассматриваемого изделия.
4. Показателям качества присваиваем коэффициенты весомости bi, при этом
Σ bi=1 и bi > 0; i = - номера показателей качества.
5. Показатели качества разделяют на минимизируемые и максимизируемые. Формируем гипотетический (эталонный) вариант (из лучших показателей рассматриваемых вариантов или прогнозируемых на перспективу).
6. Рассчитываем для каждого j-ого варианта относительные значения i-ых показателей (Kij) путем сравнения Pij с Pi.гип (с учетом условия: Kij <=1).
- для минимизируемых показателей;
- для максимизируемых показателей.
7. Рассчитываем обобщенные показатели качества (K0j) для всех рассматриваемых вариантов. Для этого относительные показатели Kij умножаем на bi, а затем эти произведения суммируем: